«И было лет жизни Сары…»
Берешит, 23:1
Одна из основных тем недельной главы Хаей Сара - это подведение итогов жизни Сары. Любой персонаж и любой сюжет Торы призван открыть нам что-то качественно новое, обозначить начало нового процесса, изменяющего мир. Есть известная история о р. Йосеф Каро - авторе сборника еврейских законов - Шулхан Арух. Он затратил множество усилий для того, чтобы понять принцип действия одного из законов, но глубинный смысл и суть закона ускользала от него. Понимание проблемы внезапно пришло к нему посреди ночи.
К своему удивлению, на следующее утро он услышал, как один из учеников в его же ешиве задаёт своему товарищу тот же вопрос, который мучил его столько времени, причём ответ был получен сразу же, без секунды размышления. Как это могло произойти? Дело в том, что когда один человек понимает суть какого-то явления, то результаты его трудов становятся доступны абсолютно всем. Можно сказать, что происходит открытие канала, с помощью которого можно воспользоваться плодами трудов других людей.
Довольно часто в книге Зоар новые комментарии начинаются словами: "Раби патах..." - "раввин открыл...". Понятно, что речь идёт не об открытии собрания или какого-то заседания, а о том, что ученый муж отыскал ключи к пониманию именно этого явления. Похожие процессы можно заметить в истории научных открытий, когда после открытия одного учёного в почти то же время другие исследователи приходит к тем же результатам - они просто получают "канал доступа" к новой информации.
В чем же заслуга Сары, почему нам так важно знать о её жизни и смерти? Тора зачем-то сообщает нам о месте смерти: "Сара умерла в Кирьят Арбе, то есть в Хевроне" (Брейшит 23:2). Вспомним о роли, которую были призваны сыграть Авраам и Сара. После падения Адама и Хавы в мир приходит возможность разрушения. Четыре базовых элемента мироздания (огонь, вода, земля и воздух) находятся в состоянии возможного возвращения в хаос. Авраам и Сара начинают приводить мир в "человеческий вид".
Ор аХаим говорит, что место, в котором похоронена Сара - Кирьят Арба (в переводе «поселение четырёх») намекает на соединение четырёх элементов. Использование же второго имени этого города - Хеврон (производное от слова "хибур" (соединение)- указывает на то, что эти элементы были связаны). Сара начала работу по соединению фрагментов реальности, которые были разрушены в результате падения Адама и Хавы.
Почему же сказано, что Сара умерла в Кириат Арбе - Хевроне? Это и есть тот урок, который мы извлекаем из этого отрывка Торы: что такое смерть? Смерть - это разделение души и тела с последующим распадом тела. Так как всю свою жизнь Сара была занята исправлением мира и соединением разрушенного, то согласно принципу "мида к`негед мида" - "мера за меру" - ее смерть не превратилась в распад и разрушение. В следующем мире мы просто-напросто продолжаем заниматься тем же, чем и занимались в этой жизни. Если человек соединял в этом мире, то он будет двигается по этому привычному пути и дальше, в случае же пассивности или, что ещё хуже, создания хаоса, ушедший из этого мира ощущает на самом себе результаты своей жизнедеятельности.
р. И. Гладштейн