Кдошим
Противоракетный ров или местечковый взгляд на события, происходящие на Украине.
Исходя из объявленного в заголовке нашей статьи «угла» (точнее, сектора) зрения во всем, что касается «высокой» геополитики, диагноз предельно ясен – «чума на оба ваши дома» (Россию и США). Ведь очевидное слово «интересы» полностью описывает все «механизмы» конфликта, а люди Эйсава (западную цивилизацию), естественно, не интересуют вовсе.
Но, понятное дело, именно люди, а предельно узко – люди еврейской национальности (по маме, чтоб вы не сомневались) интересуют автора данных строк. Их сверхпроцентное[1] участие в решении судьбы «рідної ненці України» заставляет любого носителя еврейской традиции вспомнить историю. Но прежде, настоящий вопрос о настоящем. Господин Тарута еще до провозглашения Донецкой народной республики, попробовал создать непреодолимое препятствие на пути русской агрессии. Нанятые им экскаваторы вырыли на границе Донецкой области и Российской федерации… ров, довольно глубокий. Такое проверенное на протяжении веков (средних!) средство, по мнению вышеозначенного господина еврея, должно, если и не остановить российскую бронетехнику и тактические ракеты, то хотя бы их… задержать. А чтобы нам стало совсем не до смеха, вспомним о г.г. Коломойском и Добкине, той самой, вышеозначенной национальности, беззаветно сражающихся за украинско-западную/русскокультурную (нужное подчеркнуть) ориентацию Батьківщини/Родины! Их непримиримая искренность заставляет меня вспомнить «дела давно минувших дней» и в очередной раз задаться вопросом об «особенностях национального» существования евреев.
Особенность Израиля.
«Будьте кдошим,
так как кадош Я»
(Вайикра, 19:2)
Говоря о выделенности Израиля, его особенности, «происходящей» от Вс-вышнего, мы говорим о его единственности, в смысле, перемешанности евреев друг в друге. Общность судьбы, совершенно вроде бы разных (в смысле мест проживания и особенностей быта) евреев, впечатляла и продолжает впечатлять. И «вынужденность» дружелюбия в отношениях евреев друг к другу (исторически обоснованная!), вызывает в памяти, тем не менее, «иудейские войны», в особенности беспричинную ненависть, приведшую к разрушению Второго Храма и нынешнему двухтысячелетнему галуту.
Раби Ицхак из Ворки, один из самых замечательных хасидских цадиков, чей йорцайт (24 нисана) мы отмечаем на этой неделе, дает невероятно глубокий ответ на весьма каверзный вопрос о глубинных причинах той Катастрофы. Как известно (Гмара, Трактат «Гитин»), все случилось из-за Камцы и Бар Камцы. И если о поведении виновника торжества (хозяина пира) и случайно, по ошибке приглашенного на пир, ненавистного хозяину, Бар Камцы, а также роли непрореагировавших мудрецов, сказано ясно и определенно, то о роли неприглашенного, но любящего Камцы, не сказано почти ничего[2]. Но ведь по вине Камцы и Бар Камцы…, а значит, Камца «причем»! По мнению раби Ицхака из Ворки, известного своей запредельной любовью к евреям, вина Камцы заключалась в том, что он не пришел на пир без приглашения! Будучи близким хозяину торжества человеком, он должен был разделить с ним его радость, даже не будучи приглашенным! Ведь смысл любого еврейского веселья – в его поделенности на всех близких. Радость жениха и невесты делится (при этом, не уменьшаясь, а увеличиваясь от деления!) на всех ее, с женихом и невестой, разделяющих!
Попробуем (с помощью Савраньского ребе) разобраться в ответе ребе из Ворки. Для этого вспомним методику Аґарона-коґена по восстановлению мира между рассорившимися евреями. Старший брат Моше-Рабейну, приходя к каждой из конфликтующих сторон, объяснял, как противоположная сторона сожалеет и умоляет о прощении, решая главную проблему первого шага. Ведь как бы еврей ни обижался на своего собрата, но известие о том, что тот кается и умоляет о прощении, не оставит его равнодушным , со всеми вытекающими…
А теперь вернемся на пир и предположим, что Камца, вопреки неприглашению, пришел бы разделить радость виновника торжества. В этом случае нахождение на пире Бар Камцы было бы расценено хозяином пира, как покаяние и попытка примирения. Ведь ошибка слуги, пригласившего Бар Камцу вместо Камцы, в этом случае осталась бы не раскрытой!
И основная причина неуступчивости хозяина пира – в результате ошибки, Бар Камца решил, что приглашение его на пир – это покаяние и первый шаг к примирению, сделанный противоположной стороной – получалось, что именно он, хозяин пира, сделал первый шаг, признав себя неправым, а это невозможно ни за какие деньги, даже в результате ошибки! – была бы устранена.
Повторим, именно первый шаг – признание собственной неправоты, и оставляет неразрешенной проблему примирения. И ложное (!) представление обеих конфликтующих сторон о том, что именно оппонент первым (!) признал свою вину, приводит к… Миру!
А практический вывод для всех нас очевиден, хотя и неожиданен – не бойтесь радоваться… чужой радости. Ведь, чужой радости не бывает! Все евреи кдошим – братья!
Крым и приход Машиаха
В заключение я хочу привести слова раби Элияґу, Виленского Гаона, сказанные[3] незадолго до смерти, во время, когда Россия уже прочно обосновалась в Крыму. Раби Элияґу заявил, что когда Россия овладеет Крымом, следует в самые ближайшие к этому событию годы ожидать прихода Машиаха. И хотя ждать его следует всегда, такое предвидение, таки да, наводит на мысли, которыми я рискнул с вами поделиться.