Ва-этханан
Работа наша такая
«И умолял я Вс-вышнего … перейду я,
пожалуйста, и увижу землю добрую,
которая через Ярден: гору добрую эту
и Леванон. И разгневался Вс-вышний
на меня ради вас…»
(Дварим,3:23, 25-26)
Вопрос, с которого начинает рав Авраґам Готлиб свой комментарий, отчего Моше Рабэйну подчеркивает желанность Страны Израиля, говоря о своем молении к Создателю? Второй вопрос связан с глаголом, который обычно переводят как «разгневался – йитабер – יתעבר». В корне этого глагола ибур – беременность. Не очень понятно, не правда ли? И почему РаШИ объясняет это слово, как гнев (за ним идут переводчики)?
Ответ на все эти вопросы связан с общей концепцией жизни как воспитания. А оно, в свою очередь, не более, чем умение обуздывать свои желания. Работа на Вс-вышнего подразумевает предпочтение, которое должен еврей отдавать Его желанию перед своим. И если перед вами «запретный плод», а вы сыты, то и работы никакой не будет. Работа прямо пропорциональна силе запретного желания. Естественное (данное изначально) Добро – не заслуга!
И когда Моше говорит о хорошести Страны и своем неординарном желании войти в нее, он учит нас именно этому правилу – лишь выстраданное – заслужено!
Фраза: «и йитабер Вс-вышний в меня ради вас» означает мало очевидное – сокрытие Творца, т.е. Его «гнев». Так же, как плод скрыт в материнском организме, так и Создатель скрыт в тех неприятностях (отказах, неудачах, несбывшихся грезах), что «ради вас». И то, что ощущается нами как «глухота» Родителя к нашим просьбам и молениям, есть Его забота о нас. Воспитание, однако…
Моше Рабэйну заслужил высочайшее звание «эвед ґаШем - работник Вс-вышнего» вовсе не за врождённый талант, а за непрерывное противостояние эгоцентризму «собственных» желаний (включая почти неодолимое желание войти в Страну Израиля). А несомненное присутствие Родителя во всех наших цурес, подобно беременности – скрыто до времени нашего рождения!