В описании законов минхи (хлебного дара) есть деталь, вызывающая недоумение: Часть хлебного дара сжигается на алтаре, а остатки съедает коэн (Ваикра 6:7-9). Если хлебный дар используется для приближения к Всевышнему, то каким образом поедание этого дара приближает человека к Всевышнему? Более того, Зоар говорит, что участвующих а процессе еды было двое: алтарь, на котором сгорало приношение (Зоар называет огонь алтаря огненным львом), (Зоар II:32-Б) и коэн. Получается что "огненный лев” был не в состоянии осилить весь дар и с остатками должен был помогать человек?
Бааль аТания говорит о том, что с помощью поедания пищи
происходят две вещи:
1.человек поддерживает свою жизненную силу: душа и тело остаются
связанными вместе.
2.еда поднимается на более высокий уровень.
Один из методов деления мира на уровни выглядит таким образом: минералы, растительный мир, животный мир и человек. Человеческая еда состоит из трех нижних элементов: минералов, растительного и животного мира. Энергия, полученная человеком из еды, при условии, что эта энергия потрачена правильно, поднимается с этих трех уровней до уровня человека.
Как известно, перед молитвой запрещено есть. Молитва - это связь (прямой перевод слова тфила) и до того, как человек приближается к Всевышнему, нет возможности поднять еду на более высокий уровень. Страшелье Ребе (ученик Бааль аТания) приводит замечательный пример, позволяющий понять суть запрета на еду перед молитвой.
Связь между душой и телом существует на многих уровнях: на самом низком уровне это происходит с помощью хлеба, на более высоком это происходит с помощью Торы. Несколько дней без хлеба и Торы сильно ослабляет человека. Духовный корень хлеба намного выше, чем духовный корень молитвы. Корень хлеба - это вполне определенная часть Торы – алаха – изучение которой предшествует всем остальным частям Торы. Это один из смыслов фразы ”Нет хлеба, нет Торы”
Но в аварийной ситуации – если жизненная сила человека на исходе, и человек скорее жив чем мертв - хлеб не поможет. Поэтому широко распространенной практикой перед молитвой является изучение хасидута: человек оживает, молитва усиливает эту связь и после молитвы изучение алахи укрепляет уже существующую связь.
Такое объяснение позволяет понять, почему в поедании минхи (хлебного дара) должны были участвовать двое. Это просто частный случай общего правила: в каждом действии должно быть два уровня: нигле и нистар, открытое и скрытое, тело и душа. Поэтому всегда нужно помнить, что во всем должны быть два компонента, и без одного нет другого.
р. И. Гладштейн