Бо
Удар светом
«И сказал Вс-вышний моше:
«Простри руку свою на Небеса и
станет тьма над страной Мицраим»
(Шмот, 10:21)
Резонный вопрос: а как «прострить руку на Небеса»? Ведь наш Учитель находился не просто на земле, а еще и в самом духовном низу?! Точнее было бы «к Небесам»? Автор комментария «Тиферет Шломо» раби Шломо из Радомышля отвечает не только на этот, но и на не менее важный вопрос: а какое отношение имеет Небо к тьме египетской, весьма материальной и осязаемой?
Ответ на них начинается с того, что выше Небес (предшествует им), с первозданного света[1]. Того самого, который был скрыт и доступен лишь праведникам. О праведности нашего Учителя говорить излишне, но о его особой связи с божественным светом говорит удивительный повтор: «и увидела его, что хорош он» (Шмот, 2:2). Сравните: «и увидел Элоким свет, что хорош» (Бе-рейшит, 1:4). Продолжает раби Шломо из Радомышля, что именно раскрытие первозданного света Израилю и стало ударом Тьмы по Египту. И, по его мнению, «удвоение» имени Вс-сильный в четвертом предложении «Бе-рейшит»: «И увидел Вс-сильный свет, что он хорош, и отделил Вс-сильный свет от тьмы» означает намек на девятый удар по Египту. «Второй» Вс-сильный в этом пасуке смыслово излишний – это о Моше! Ведь именно его назначил Вс-вышний источником всех сил для Мицраим: «и он будет тебе устами, а ты будешь ему Элоким» (Шмот, 4:16).
И этот сюжет – свет нам, а тьма им – будет предпоследним в будущей Геуле: «…вытаскивает Вс-вышний Солнце из футляра, и мерзавцы осуждаются им, а праведники оздоровляются им» (Трактат «Недарим», 8:2; по пророку Мальахи, 3:19). Эти нетривиальные параллели позволяют раби из Радомышля объяснить весьма странные слова фараона после девятого удара: «И сказал ему пар'о: пойди от меня; берегись, чтобы ты не видел более лица моего» (Шмот, 10:28). После девяти «казней» фараон еще угрожает??! А до того он наслаждался, видя лицо Моше и оттого лишь сейчас открыл рот??!!
А параллель … Лаван[2]. И так же, как работа Яакова была вытащить искры святости из рабства у Лавана, так и Израиль выходит из Египта с «малыми сиими»: «И призвал пар'о Моше, и сказал: «Пойдите, служите Вс-вышнему, только мелкий и крупный скот ваш пусть останется, а дети ваши пусть идут с вами». Но Моше сказал: «И ты дашь в руку нашу жертвы и всесожжения, чтобы сделать нам Вс-вышнему, Вс-сильному нашему. И также скот наш пойдет с нами, не останется ни копыта, ибо из него мы возьмем для служения Вс-вышнему».» (Шмот, 10:25-26). Помните «крапчатых, пятнистых и прочих пестрых» (Бе-рейшит, 30:33), а также лицо Лавана: «И сказал им: «Я вижу по лицу отца вашего, что он ко мне не таков, как вчера и третьего дня…»» (Бе-рейшит, 31:5).
Конечно же работа праведников – вызволять искры святости из плена у мерзости. И фараон, чья функция – оборотная сторона (пар'о, прочитанное наоборот, дает ореф-сзади), держит в плену самые крупные осколки святости.
И в случае лица Лавана, и в случае лица фараона речь идет об окончании работы по избавлению крупных ницоцот кдуша. А использование Израилем Египта означает высвобождение всех искр жизни, оказавшихся в египетском плену. Оттого мидраш выводит обогащение евреев из девятого удара: их тьма – наш свет! А в нашем свете без искр святости у лаванов и фараонов нет лица.