Кдошим
Дать заработок ... Создателю
«И когда придёте вы в страну и посадите какое-либо дерево плодородное,
то считайте плоды кожурой (орла), три года да будут они для вас кожурой.
А в четвёртый год все плоды его посвящены восхвалению Всевышнего.
В пятый же год вы можете есть плоды его, и добавятся для вас плоды его »
Ва-йикра, 19:23-25
Объясняет раби Менахем Мендл Шнеерсон законы орла деревьев следующим образом. От посадки дерева проходят плоды три этапа. Первые три года запрещены они в абсолютной степени – считаются кожурой (орла). Плоды четвёртого года – восхваление Вс-вышенего и их обязательно есть в Йерушалаиме. На пятый же год плоды не имеют более никаких ограничений и можно ими торговать или получать от них пользу любым способом.
Наша глава добавляет интереснейшую деталь – на пятый год, если еврей исполнил законы первых четырёх лет, его плоды удостоятся брахи – изобилия: «и добавятся для вас плоды». И естественно возникает вопрос о наличии брахи – изобилия именно на плодах пятого, а не четвёртого – Иерусалимского года?!
7-й Любавический ребе отвечает… историей о Баал Шем Тове. В дни, когда БеШТ ещё работал в этом мире в качестве скрытого праведника, он имел обыкновение разъезжать по Подолии, при встрече с евреями всякий раз интересуясь их здоровьем и заработком. Целью этих поездок были вопросы, а целью вопросов – вызвать членораздельную благодарность Создателю – «слава Б-гу», «спасибо Всесильному» и т.п. Подобная благодарность в самом низу самого низкого из миров – дорогого стоит.
В одном местечке рассказали ему о необыкновенно мудром еврее, который «оставил» этот мир и вот уже пятнадцать лет учит Тору, практически не покидая своей комнаты, постясь четыре, пять дней в неделю!
БеШТ вошёл к нему и задал два своих всегдашних вопроса о здоровье и заработке. Еврей, не тратя слов, указал ему на дверь. Повернувшись, чтобы уйти, Бааль Шем Тов задал ещё один вопрос: «Раби, отчего ты отбираешь у Всевышнего парнусу (заработок)?» Такой вопрос не мог оставить еврея равнодушным, и БеШТ продолжил: «Мы живём на этот заработок, который Всевышний - Источник благословения Он, даёт нам. Но, кто «даёт заработок» Творцу?!»
На этот вопрос ответил царь Давид в Теґилим (22:4) «А ты Выделенный, сидишь [на] восхвалениях Израиля». Ты Всевышний, ты Выделенный на какой «парнусе» «ты сидишь»? – «[на] восхвалениях Израиля». Оттого, что евреи благословляют и восхваляют Всевышнего за здоровье и парнусу, которые Он им даёт, от этого идёт Ему заработок»!
Из этого замечания БеШТа «отстранённому от мирского» еврею, мы можем сделать вывод, – говорит Любавический ребе, - о недостаточности погружения в мир Учёбы, ибо следует принимать с благодарностью даваемое Творцом именно в нашем, материальном мире. БеШТ подчеркнул, что только таким способом мы превращаем созданную Всевышним «грубую» реальность в свет Создателя!
Эта история исчерпывающим образом объясняет благословенность пятого года созревания плодов. «Добавочная стоимость» фруктов именно «обычного» года в понимании того, что первые четыре года не требовало доказательств, так было «видно» - всё от Хозяина. Но если в обычный, ничем не выделенный год мы замечаем и благодарим Создателя, то Всевышний «заработал» на материальном мире.
Интересно сопоставить эту систему из пяти элементов с пятью уровнями Бытия, определяемыми Кабалой – Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Мальхут. При этом сразу понятно назначение трёх первых лет на языке Кабалы – гимель ришонот, не имеющих к нам прямого отношения. Четвёртый уровень, хоть и не наш, но имеет к нам прямое отношение, отсюда явная и понятная необходимость. А пятый уровень – мальхут - и есть наша работа, научиться принимать, и как следствие – благодарить!