Масаэй
Нестыковка «Переходов»
«Эти переходы
Сынов Израиля»
(Бе-мидбар 33:1)
Как известно, переходов Израиля по «пустыне жизни» было ровно «шестью*семь»[1] – сорок два. Вот только подсчет дает число сорок один, ибо стоянок было сорок две, а, следовательно, переходов…?! Объясняет Савраньский ребе: если речь идет о евреях, то стоянки, это тоже… переходы!
Еще одна «нестыковка» связана с разделом Страны Израиля: «эта Страна, которую разделите в надел по жребию». Ведь, как известно, наделы распределялись по прямому указанию Создателя, и причем тогда жребий?! Объясняет рав Вольфсон: идея жребия – кармы – судьбы – гораль, это заложенность идеи в Изначальный замысел Творца. И жребий подчеркивает связанность судьбы Страны Израиля с народом Израиля, вне всякой связи с временными, галутными переходами из Страны Израиля в… Страну Израиля.
И несколько слов о времени, в контексте места, естественно: «И выехали из Кадеша и остановились в Ґор ґаҐар на краю страны Эдом… и поднялся Аґарон ґакоґен… и умер там… в пятый месяц первого числа» (Бе-мидбар, 33:37, 38). В чем смысл «повтора» о смерти Первосвященника Аґарона, ведь в главе «Хукат» все было более чем подробно?!
Конечно, место во времени – месяц менахем ав, и его первое число – зародыш всех событий, связанных с этим месяцем. И «место встречи» – край Эдома – страшнейшего из галутов, их синтез. Уход Аґарона и исчезновение «облаков Славы Вс-вышнего» – «Шхины в Израиле» – Разрушение Храма – это и залог их возвращения – «утешитель ав».
Пятый месяц – ав – это пятое качество – величие, ґод – способность Аґарона помещать Большее – Замысел Вс-вышнего – в рамки времени!
[1] Смотри комментарий из «Путешествия по недельным главам»