Ки Тиса
Половинка половинке рознь
Это дадут – всякий участвующий в переписи –
половинку шекеля, двадцать гер в шекеле
Шмот, 30:13
Наше всегдашнее объяснение, половинка шекеля – это десять гер. Тем самым Пятикнижие сопоставляет самое «нецелое» из чисел – половину – с самым полным из чисел – десятью (десять гер в полушекеле), утверждая, что максимальная полнота еврея в его принадлежности (часть!) еврейскому народу!
Мишна к этому общему принципу добавляет следующее правило: «Первого адара объявляют о шекелях и запрещённых соединениях (килаим)» (трактат «Шкалим», 81:41).
Кроме обычая собирать половинки шекеля для общественных приближений (корбанот) перед наступлением нового года (первого нисана), слова мудрецов содержат также намёк. Половина шекеля, чьё внутреннее значение – необходимость соединения евреев, соседствует запрету соединять несоединимое (килаим).
Как и сказано конкретно от имени раби Йеhошуа:
«Выйдите и посмотрите, какой путь хорош, чтобы шёл по нему человек? Раби Йеhошуа говорит, что хороший товарищ. И параллельно, в отрицательной форме, тот же вопрос получает следующий ответ раби Йеhошуа – плохой товарищ» (Перек авот, 2:13, 14).
Контрольный вопрос: объясните заголовок.