Эйкев
Духовно имущие
«А теперь, Израиль, что Вс-вышний
просит у тебя – разве только
трепет [перед Небесами]»
(Дварим, 10:12)
Хрестоматийно известные слова раби Ханины (Трактат «Брахот», 33:2) – «Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами» – опираются на процитированное нами предложение из Главы «Эйкев». Но если мы процитируем все сказанное раби Ханиной, то понятность исчезнет: «А разве трепет перед Небесами, это малость»?! Но сказал раби Ханина от имени раби Шимона бен Йохая: «Нет у него, у Вс-вышнего, в Его сокровищнице, а только сокровище трепета перед Небесами»; как сказано: «Трепет перед Вс-вышним – Его сокровище» (Йешайяґу, 33:6). Да, для Моше это малость, и сказал раби Ханина – на что это похоже – на человека, у которого просят большую вещь, и есть у него – кажется ему, что это малость, а малую вещь, и нет у него – кажется ему, что она велика».
Каким образом «малость» трепета для Моше Рабейну, объясняет сформулированное раби Ханиной правило, то самое, хрестоматийное?!
А в чем идея примера??! Ребе из Саврани предлагает следующее объяснение. Единственный «дефицит» на Небе – это наш Трепет. А попытка все «свалить» на Моше, для которого «йират ґа Шем» – «малость», не выдерживает критики – ведь Моше обращается к Израилю, т.е. ко всем нам! И отсюда необходимость примера раби Ханины – о большом, кажущемся малым, и наоборот. Раби Ханина своим примером объясняет «малость» трепета – его «малость» означает его наличие, его достижимость.
Величайший духовный уровень «йират ґаШем» исключительно мал – ради нас. Каждый еврей наделен способностью достигнуть этого уровня. Потому и подчеркивает Моше: «разве только трепет перед Вс-вышним».
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: