Основной инстинкт
Начнем с цитаты: ««Не опустошайте Моего выделенного имени, и выделюсь Я среди детей Израиля» (Ва-йикра, 22:32) – пожертвуй собой и выдели Мое Имя… и когда он жертвует собой, сделает это, рассчитывая умереть, т.к. всякий, жертвующий собой, рассчитывая на чудо – не делают ему чуда!» - до сих комментарий РаШИ.
Для того, чтобы понять РаШИ, нам придётся вернуться к понятию чуда. Чудо – это прямое вмешательство сверху в ход естественных событий, управляемый системой природных сил. Следовательно, чудо отодвигает в сторону обычно происходящее, занимая его место.
Самая естественная из сил, вложенных в человека – это инстинкт самосохранения. Он сильнее всех остальных инстинктов вместе взятых, и человек цепляется за жизнь вопреки любым обстоятельствам, даже идя на смерть. Именно это имеет в виду РаШИ, комментируя мицву кидуш ґа-Шем – «самопожертвование во имя Творца» (буквально «выделение имени» Всевышнего). Ведь если не побеждён основной инстинкт, если идущий на смерть ради выделения имени Создателя надеется на чудо, то оно не произойдёт.
Чудо, для своего появления, как необходимое (но недостаточное) условие, нуждается в свободном от естественности месте. Пока не побеждено само естество человека, его жажда жить – место для чуда не освобождено, именно это объясняет РаШИ. И только победа над самым основным инстинктом освобождает человека от власти этого мира и создаёт возможность чуда.