Истина в душевном здоровье
Следующая огласовка – хойлем. Имя Вс-вышнего, которое читается с этой огласовкой в восьмом благословении: «Исцеляющий больных Его народа – Израиля». И нам необходимо вспомнить о духовном недуге всех обитателей нашего мира.
Будет уместно вспомнить притчу раби Нахмана из Бреслава.
В тридевятом царстве гонец вбегает в королевский дворец со страшным известием об отравленной пшенице. Всякий, кушающий хлеб или любой другой продукт из этой пшеницы, становится абсолютно ненормальным. И на королевском совете нужно принять решение, что же делать? Первое предложение: мы, стоящие на самом верху, должны остаться нормальными, чтобы вести за собой народ. Умные советники короля говорят, что абсолютное большинство пшеницу съело, и став ненормальными, решат, что это мы ненормальные, и ничем хорошим это не закончится. Тогда король вопрошает: «Что же делать?» – «Нам остаётся только одно, – говорит старейший из советников, – мы должны, как и все, кушать пшеницу и становиться ненормальными. Но давайте сделаем себе знак на лбу, чтобы, глядя друг на друга и на себя самих, вспоминать о том, что мы ненормальные».
Неспособность видеть Реальность, существование в мире ощущений – принципиально лживом – главное заболевание Израиля. В отношении к собственной «отравленности» и кроется бездна, разделяющая человечество на принимающих и отрицающих вечные ценности Торы. Признавая собственное душевное нездоровье, мы просим Создателя об исцелении всех больных Израиля. Верхняя точка, которой изображается огласовка хойлем означает в Кабале влияние высшего (верхнего) света на сосуд. Отсюда, из божественного света, проистекают все наши мечты – о счастье, вечности, альтруизме.
Хойлем – от корня халом-мечта (сон). Вслед за огласовками, соответствующими Авраґаму и Ицхаку, появляется соответствие качеству Исраэля (Яакова) тиферет – Истина. Именно эта категория Торы – чудодейственное (единственное) лекарство от все искажающего эгоцентризма – исцеляющего всех, признающих себя больными.
Слагаемые Вечности
Главное открытие, которое предстоит сделать из параллели сфира-огласовка-благословение тфилы – несомненно комплектность, множественность этого высокого термина вечность. Несомненно, в нашем земном восприятии. И это открытие касается всех нижних сфирот – строчек в нашей таблице: нецах, ґод, йесод. В каждой из них три(?) брахи из шмонэ эсре.
В случае вечности мы говорим о благословениях «благословляющий годы», «растящий основной капитал Избавления» и «возвращающий Его Шхину».
Просьба «насыть нас от хорошести ее (земли)» из девятого благословения молитвы связана со Страной Израиля. Просьба из шестнадцатого благословения: «росток Давида, работника Твоего, быстрее расти» находится в плоскости народа Израиля. А благословение «возвращающий Свое присутствие в Сион» говорит о самом Творце и Его связи с нами.
Корни происходящего
Огласовка кубуц параллельна категории ґод – величие. Соответствующие благословения удивительно современны. На уровне нашего народа: «собирающий удаленных народа Израиля». На уровне Страны: «строящий Йерушалаим». А нашему контакту с Создателем: «хорошо – Имя Твое и Тебя подобает благодарить». Одной фразой: величие текущего момента.
Фундамент
На трех «китах» покоится наше существование. Справедливость и суд (одиннадцатое благословение), на цадиках (тринадцатое благословение) и на влиянии Творца, связывающем нас с надмирной категорией шалом (завершающее благословение молитвы). При этом просьба о возвращении судей (мудрецов) и советников (пророков[3]) находится в плоскости места (Страны), а просьба о спасении и сохранении праведников, на которых держится Традиция – это в плоскости народа Израиля. Третье из «фундаментальных» благословений столь высоко («делающий шалом в высях Своих»), что ассоциируется лишь со Вс-вышним.
Завершая нашу классификацию огласовок, мы методом исключения обнаруживаем «жгучую тайну» еврейской молитвы. Благословение шестнадцатое: «слышащий молитву» – единственное, где Тетраграмматон не имеет огласовки. Это очередное напоминание всем нам – Вс-вышний слышит все наши молитвы. И они, чтобы быть услышанными, не нуждаются в «огласовках». Молитва сердца слышна даже если не вербальна. А завершающая сфира царственность – мальхут все еще потенциальна, а значит ждет своего наполнения – огласовки!
После написанного (P.S.)
Я думаю, вы заметили отсутствие в нашей таблице третьего благословения. Еврейские мудрецы из Северной Африки подчеркивают таким образом непринадлежность (выделенность) категории кдуша. Одним словом – надмирность.
[3] Комментарий седьмого Любавического ребе, раби Шнеерсона.