Праздник семнадцатого тамуза («Бейн ґамейцарим»)
«Так сказал Вс-вышний воинств пост
четвертого [месяца] и пятого, и пост
седьмого, и пост десятого будет для
дома Йеґуды радостью и весельем, добрыми
датами. И истина, и мир полюбили [друг друга]»
(Зхария, 8:19)
Решив заглянуть немного в будущее (надеюсь ближайшее), попробуем ответить на вопрос к пророку Зхарии: о каких праздниках идет речь в его пророчестве? Начнем с начала. Семнадцатое тамуза «пост четвертого[месяца]» связан с появлением золотого тельца. Если увидеть в разбиении нашим Учителем первых скрижалей нереализованный потенциал, то ответ на вопрос к пророчеству будет прост. Получение Письменной Торы будет праздником Семнадцатого Тамуза.
Вспомним, что на пятьдесят первый день от Исхода (шабат, седьмого сивана) было Дарование Торы. На Шмини Ацерет (после семи дней праздника Сукот параллельным 7*7 дням счета Омера) было Дарование Устной Торы. Ее принятие произошло в праздник Пурим через пятьсот лет (приблизительно) после Шмини Ацерет. Наш вывод о сути праздника 17 тамуза подтверждается РаШИ к главе «Шмот» (3:12): «Должны получить Тору на этой горе в конце трех месяцев [после] Исхода из Мицраим».
Савраньский ребе говорит о процессе исправления ошибки золотого тельца, который завершается, по мнению «Шла ґаКадош» разрушением I Храма. В качестве важнейшей части процесса исправления промаха золотого тельца рав Ґоровиц определяет знаменитый обычай царя Давида просыпаться и учить Тору вторую половину ночи. Он обращает наше внимание на то, что вопреки неоднократно упоминаемому в Хвалах (Теґилим) порядку «невель у кинор — виолончель и арфа», именно кинор-арфа «играет первую скрипку» в детально описанном процессе пробуждения царя Давида.
Кинор (арфа) - כנור висела над кроватью — намек (по мнению «Шла ґаКадош») на исправление одной из побудительных причин создания золотого тельца — видения Моше, лежащего на кровати (то ли спящего, то ли умершего). Слово кинор, состоящее из слова кур — плавильная печь, намек на способ реализации идеи тельца-золото через выплавление, принимает форму теленка. Но если внутрь двух букв каф - כ и рейш - ר (печь) поместить вместо золота букву нун - נ (50 — высшая цель), то получится кинор - כנר — арфа Давида.
«Северный ветер», заставляющий арфу играть, символизирует (цафон-скрытый, потаенный) необходимость исправления (раскрытия, именно его отсутствием в пустыне мотивируется необрезанность родившихся в пустыне).
И в заключение о празднике (ближайшего будущего) — «девятом Ава». Двадцать один день разделяют день разбиения первых скрижалей и день (точнее, ночь) плача евреев из-за слов разведчиков. Мудрецы отмечают, что шакед (миндальное дерево), символизирующее прилежание (старание) и быстроту, имеет самый малый период — двадцать один день от появления цветка до завязи! Причинно-следственная связь между 17 тамуза и 9 ава очевидна. И праздник получения Письменной Торы через двадцать один день приведет к празднику возникновения Третьего Храма со всей возможной скоростью в наши дни! |