Копейка праведника. Радость Коґелет. Граница Эйава.
Дом для… скота?? Расставание с… Эйсавом!
Параллель: Шавуот – Рош-ґаШана, 9ава – Йом ґаКипурим и элуль – Сукот
Итоговая концепция
Как пространство, так и время. Пространство, это Рош ґаШана, осенние праздники, созидание этого мира. Ну, а время начинается с Пейсаха, но тоже завершается в Сукот. И я всегда рассказываю этот анекдот! Прапорщик в конце платежной ведомости вызывает Итого. И удивляется, что ему больше всех начислили, а он опять не пришел. И вот эта идея итоговости этого праздника видна на уровне ґалахи. В любой праздник, как известно, есть мусафим. Приносили дополнительные приближения. Сколько? И в Пейсах, и в Шавуот, даже в шесть дней после праздника Шавуот, приносили мусафим, дополнительные, связанные только с этим праздником, приближения. И они всегда – один баран - аиль и шива квасим тмимим. В этом празднике у нас два барашка и арба асар квасим тмимим. Что такое?
А также вспомните Коґелет, который читали в этот Шабат. Отчего Коґелет? Гевель гаволим, все гевель. Я согласен, что все гевель. Но как это соотносится с радостью бытия? Ведь это же мансим хатегим, так почему Коґелет? И ответ на все вопросы один и тот же – двойственность этого праздника. В чем она? Это не просто завершения, как пространства (осенние праздники), так и годового цикла праздников.
Месяц тишрей называется ерех ґа эйтаним, эйтан – нерушимый. Отчего? Ведь это же месяц созидания. Это месяц, когда Вс-вышний творил этот мир. А время, это то новое, ради которого создавалось место. Именно там, при Исходе из Египта и рождается то новое, ради чего был создан этот мир – Израиль.
И эти две концепции – общечеловеческое пространство и время, специфически еврейское, как вы помните, сочетаются с помощью семи беременных годов. Девятнадцатилетний цикл, поздравляю вас с новым 5774 годом, который, как известно, беременный год. У нас небывало рано в этом году Ханука и очень поздно и Пурим, и Пейсах.
Сукот завершает обе концепции, как обновление, так и удержание того, что было. И поэтому Сукот вдвойне – два барана и 14 овечек, дополнительное приближение. Не как во все праздники. И само слово сука в корне имеет слово сах, отсюда схах. И все, что мы говорили множество раз. Что я хочу добавить? Всего одну вещь. Понимаете, Коґелет, это собирание всей человеческой мудрости воедино. Шир ґаШирим был написан в молодости, Мишлей, притчи Соломоновы – в средние годы. И вот, под конец жизни – собирание всей мудрости. Так как оно ассоциируется с радостью, это будет тот вопрос, который вы мне должны задать в конце урока. И вопрос, на который мы собираемся ответить – эта двойственность Сукот, которая явно видна из ґалахи, все вдвойне, и почему Коґелет?
И удивительная попытка мудрецов в Талмуде, мудрецы последнего собрания сомневались, последние пророки Хагай, Зхария, Малахи, это начало четвертого века до христианской эры, сомневались – включать ли Коґелет. Почему сомневались? А противоречие – в таком мире и еще радоваться? Имея единственную пятерку по пению, а остальные двойки, и ты еще поешь? И в этом мире, где все преходяще, где все не имеет никакого особого смысла, вот здесь радоваться?
Пишет Сулейман Ибн Дауд, мир с ними обоими, что должен всякий лешабеах ґасимха, превозносить радость. И по этому поводу мудрецы и сомневались – противоречие явное. Оно конечно разрешается, есть множество способов, но мы не о них. Но понятно, что то, на чем «спотыкаются» мудрецы – включать ли Коґелет в канон, это понятие радости. Если все преходяще, я всегда цитирую одного пьяного, который пожаловался – все течет и все из меня. Все проходит, как между пальцами вода. И что остается? И если основная концепция нашего мира, мы это не раз учили и из-за этого теряли наших учеников и спонсоров. Гитик говорит вещи не жизнеутверждающие, на первый взгляд. Если мы говорим о том, что задача человека в этом мире – не созидать большое и светлое здание будущего, а если честно – понемногу отказываться от мелкого эгоизма.
Анекдот от Дины Рубиной. Погром, утро, ветер разносит перья от распотрошенных подушек и перин. И идет Федор по местечку и видит на дверях собственной лавки распятого Хайма. Он смотрит на него и сочувственно спрашивает – что, Хайм, больно? И слышит в ответ – нет, только когда смеюсь. Мы говорим про этот мир или мы в разных мирах живем? Как рассказывает наш спонсор, что он нашел себе нового учителя. И этот учитель рассказывает совершенно другое. У него настолько все прекрасно, настолько все хорошо. А я про войну, про Гога, про Магога и про то, что нужно отказываться от преходящего в этом мире.
Смысл этого вопроса, к которому мы вернемся в конце урока – как в концепцию радости можно увязать Коґелет? При всем уважении!
Вопрос: Мы всегда противопоставляли Пейсах и Рош гаШана. А сейчас Пейсах и Сукот?
Ответ: Когда мы противопоставляем Пейсах и Рош гаШана, мы всегда говорим о пространстве, времени, созидании и обновлении уже созданного. Вспомните советскую власть, как народ относился к ней. За что я люблю советскую власть, кроме всего прочего, это за удивительные советские анекдоты. Замечательная строка – кто был ничем, тот стал совсем! И концепция этого нового, революционного наталкивается на здравый смысл. Как бы, добавляя новое, не уничтожать старое? Как бы его даже сохранять? Вот это было бы хорошо. И в связи с нашим календарем – как сочетать Луну и Солнце? Луна – обновление, ходеш, и солнце – шамаш. А как без законов природы, при всем желании воспарения? Так вот, Рош аШана против Пейсаха. На самом деле. Рош аШана не против Пейсаха, а против 1 нисана. Когда мы противопоставляем 1 тишрея, мы противопоставляем его новому году царей, 1 нисану. И соответственно, 15 тишрея противостоит Пейсаху, 15 нисана.
Вопрос: Сукот, это время нашей радости. Когда надо больше радоваться, в Сукот или в Пурим?
Это раби из Амшинова. Он сказал: когда мы говорим про Пейсах «зман херутейну», это не значит, что свобода только в эти дни. Понимаете, один из вопросов, который надо задать – а что, радуемся только в эти дни? А все остальные дни года? Мы же помним, что радость, это прожиточный минимум, потому что больно, сказал Хайм, только когда смеюсь. И если вот такие анекдоты про нас рассказывают… Там где нет радости, нет жизни вообще. Объясняет амшиновский ребе очень интересную вещь – зман матан Торатейну, праздник Шавуот, время Дарования Торы. Так что, Дарование Торы только там? А в остальные дни? А свобода только тогда? Если мы говорим о концепции праздников, то любой праздник, это изобилие изливаемое в наш мир в эти дни. Если мы говорим о свободе в Пейсах, то это не значит, что свобода только в эти дни. Это значит, что источник, начало там. Вот здесь источник радости. Это не значит, что радость присутствует только в эти дни. Но это значит, что здесь начало.
Каждый год мы отмечаем близость. И помните комментарий Аризаля – минимальная сука – стенка, стенка и начало третьей стенки. Объятие. Вс-вышний нас обнимает.
Следующий шаг – но ведь эти объятия были в месяце нисане. А чего же мы через полгода вспомнили отмечать это объятие Вс-вышнего? И ответ Виленского Гаона – та радость была подарочной, незаслуженной. Кто не любит новорожденного ребенка? А вы посмотрите, во что они вырастают! Кроме того, что все повторяется, есть же и еще что-то новое, а иначе, какой смысл повторять? Так что я хочу добавить к вышесказанному? Идея естественной любви, естественной радости. Весна. Понимаете, когда мы говорим о начале радости, у нас на сайте есть красивейший урок о том, что мама Лея была первой, кто поблагодарил Вс-вышнего. И после долгих-долгих изысканий, мы понимаем, первым был первый человек. Он уже в шабат сказал: как хорошо благодарить Вс-вышнего. Но оказалось, у мамы Леи это новое – мы сейчас говорим о радости неестественной, о благоприобретенной. Мы все время говорим об удивительно оптимистической и позитивной вещи – а как больше? Я вспоминаю о радости, которую испытывают родители при новом рождении. Это радость естественная, все еще впереди. А вот что будет впереди? О чем мы? О том, что все Родители подразумевают дивиденды, какой будет навар с нас с вами? И вот это, говорит Виленский Гаон, и есть смысл радости, и здесь начало. Начало чего? Не той радости, которая связана с рождением. Кто же не радуется при виде новорожденного. А вот радоваться, когда у тебя уже выросший Митрофанушка.
Вопрос – чему радоваться? Ладно, с детьми. Вот смотришь на себя в зеркало и возникает вопрос – в чем причина радости? Коґелет, честно рассмотрел, а у него было все. Когда Гитик говорит – да не нужен мне ваш миллиард, то, как звучит отзыв? Да кто тебе его предлагает! А вот когда царь Шломо говорит, что все это золото ваше и т.д., то это звучит! Почему это звучит радостно? То, что в этом мире нет ничего особо ценного, почему это радует? В начале ответа Виленский Гаон говорит простую вещь – это радость тшувы. Понимаете, там ребенок новорожденный и радость естественная. Здесь, я цитирую сам себя – наступив девушке на ногу и попросив прощения, вы еще не достигли уровня предлагать ей руку и сердце. Понимаете, заслужить прощение от того, что вы наступили кому-то на ногу, это еще не повод жениться. Объясняет Виленский Гаон, что на исходе Йом Кипура мы получили прощение от Вс-вышнего. Но это еще не был повод нас обнимать. Зато потом, в следующие три дня перед праздником Сукот, чем мы только не занимались. Ответ – обыденностью мы не занимались. Мы носили золото на построение переносного Храма. Мы занимались четырьмя видами растений.
Я всегда всех приглашаю в эти дни, когда «бьет город мой предпраздничная дрожь и я ее душой и кожей слышу». Когда стучат молотки, всюду продают… Есть еще много объяснений, которые мы давали. Вс-вышний защищал нас, чтобы мы остались чистенькими. Но общий смысл такой – радость, о которой мы говорим здесь, она, отчасти, наша. Если там было новорожденная и естественная, то мы говорим о радости, которой должна быть наполнена наша взрослая жизнь. А я напоминаю, что по моим оценкам, мой и ваш возраст – от двух до трех лет духовного возраста. И как бы хочется немного взрослой радости, потому что когда вы видите новорожденного ребенка, новый автомобиль или новую жену, то я понимаю, чему вы радуетесь. Но когда вы смотрите в зеркало… Ради этого создан мир. Мир создан не для того, чтобы мы радовались новому автомобилю и даже новой жене. Мир создан для того, чтобы мы радовались себе, во-первых.
И в конце мы вернемся к тому, почему книга Собирателя, которая вообще все отрицает в этом мире, как ценность. Человек, который может отказаться от миллиарда долларов, я такого не встречал. А вот царь Шломо Сулейман ибн Дауд, он владел большим! И он владел не только на уровне материальных ценностей. А мудрость его?
Перейти на: 1 2 3 |