Пятница, 20.04.2018, 16:17
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Копейка праведника. Место - Сукот. Граница Эйсава"

Перейти на: 1 2 3

Место - Сукот

 

С чего мы начнем? Мы начнем с вещи достаточно прозаической. Для наших учеников, это возможность увидеть, насколько то, что мы учим – взаимосвязано. Мы рассмотрим ситуацию, нам хорошо известную, праздника Сукот на уровне весьма материальном, на уровне намека. Обычно мы лезем в мидраш, иногда даже в Кабалу, а здесь будет пшат и ремез. Основная задача тех, кто с нами уже на 4 году или на третьем – посмотрите, как все соединяется. Для тех, кто с нами, к сожалению, не учится, просто красиво.

Итак, Авраам, Ицхак и Яаков. Всем известно, что три наших праздника: Авраам – весна, монотеизм и все, что связано с Авраамом, это Пейсах. И намек на это в Торе, это Гмара. Помните, он угощает ангелов мацой. Это было в Пейсах, когда три ангела, три гостя. Следующее рог. Тот самый рог, в который Вс-вышний трубит на Синае, предвещая дарование Торы. Откуда он взят? Помните запоздалого барана из заклания Ицхака? Рог, в который трубят именно там, на Синае, во время дарования Торы. Там, где евреи убирают себя. Помните, их испуг – «как бы нам не умереть». Боязнь смерти, убирание себя, убирание всего телесного. Ицхак –  категория самообладания. И Сукот мы вспоминаем в контексте Яакова, который, как вы помните, «и построил Яаков байт ве сукот лемикнегу», и сукот, т.е. шалаши, для имущества своего. Слова ключевые, мы к ним еще вернемся. Дальше – «и назвал это место Сукот». И вот здесь тот самый вопрос, который будет у нас о празднике Сукот – в чем важность постройки этих шалашей? Я понимаю если построил дом, причем мидраш тут же говорит – это же не дом, это дом для Вс-вышнего, это дом для Торы, это Бейт аМикдаш! А шалаши, простите, сделаны для скота. И помните, еще Гад, Реувен и половина ветви Менаше, которые тоже заботятся о скотине. Попробуем все эти ситуации, которые мы рассматривали с разных сторон, увидеть через уровень ремеза.

Исходная точка наших рассуждений – Яаков, праздник Сукот и каким образом это связано с этим местом, которое он назвал Сукот. После встречи с Эйсавом он строит шалаши. Причем для малых сиих, как-то даже странно, он же построил дом, так почему же, все-таки, место называется Сукот? И для того, чтобы разобраться в этой связи между третьим из праотцев и этим праздником, нам придется с вами решить кучу мелких проблем. В математике так обычно строится доказательство. Эндрю Уальдс доказал теорему Ферма в 1995 году. Так вот, его доказательство, которое доступно 5-6 человекам в мире, состоит из кучи мелких доказательств, каждое из которых само по себе красиво. Один из тех пятерых, которые понимают это доказательство, сказал, что если бы он был на необитаемом острове, то он бы взял с собой это доказательство. Настолько оно красивое, самобытное и каждая из частей в конце соединяется и получается теорема Ферма.

Мы начнем с очень обидного мидраша. Как вы помните, Яаков остается один, да еще на ночь глядя. И все из-за «пахим ктаним». Мидраш говорит очень обидную для нас вещь. Он говорит, что праведникам вообще свойственно такое отношение к их имуществу, ибо они не разбойничали. Почему только праведники? Вообще я замечаю, что мне мое имущество не очень дорого. Но знаете, есть мерзавцы, жлобы. Которым их имущество очень дорого. И появляется вопрос, что праведники и мерзавцы одинаковы? Вы встречали жмотов? Они же за копейку… И ответ – так они за любую копейку. Праведники только за свою, за честно заработанную. А мерзавцы за любую копейку, чужую, свою. И это тонкость в которой мы попробуем разобраться. Как и всегда, сходство Яакова с Эйсавом позволяет очень многое понять про ту бесконечную разницу, которая их разделяет.

С чего мы начинаем? Несомненно, должна быть связь между этими мелкими вещами и нападением ангела Эйсава в ту самую ночь, где Яаков борется с ангелом Эйсава. Соседства просто так в Торе не бывает. Вот он вернулся за этими маленькими жестянками и ангел на него набрасывается. И ответ есть очень интересный. Говорит мидраш, что пребывая в материнской утробе, смысл – еще потенциал и замысел, говорит Яаков Эйсаву (не надо представлять и визуализировать как они в материнской утробе буль-буль-буль друг с другом говорят. Это мидраш). И говорит Яаков Эйсаву: «Братик, двое нас, но и мира два. Этот и следующий. Давай по-братски». Я чуть утрирую. Но общий смысл передаю. И когда приходит выкупать первородство души Яаков к Эйсаву, что он говорит? «Махра на ли каём». Это убивает всех переводчиков. Не сегодня, нужно было написать ґаём, а как сегодня. И мидраш говорит, что это «как мы с тобой договаривались» еще там, в материнской утробе, подписывай. Распределение ролей мы помним. Этот мир Эйсаву, следующий мир Яакову. А дальше все очень просто. Понимаете, почему ангел Эйсава нападает? Эйсав и Яаков встречаются и помните, говорит – а кто эти бабы с этими детьми тебе? Помните, как отвечает Яаков? Это говорит, дети. Ассоциация с Александром Яковлевичем, дети Поволжья. О чем мы? Почему Яаков отвечает, это дети? Это ремез, мы не поднимаемся очень высоко, здесь все просто. Еще раз. Где проходит черта между Яаковом и Эйсавом? Ответ: Яаков – следующий мир, духовность, а Эйсав, это здешняя реальность.

И приходит Эйсав и что видит? У Яакова, чтоб не сглазить, четыре бабы, я извиняюсь, про наших прамам говорю. Но с точки зрения Эйсава – четыре бабы, одна краше другой. Детей вообще несчитано, а имущества – и быки и т.д. И спрашивается после этого – ради чего Эйсав отказался от следующего мира, если у Яакова не меньше, чем у него? Посмотрите глазами Эйсава, это же не честно! Как сказал один муж, сделавший свою жену ранней вдовой: «Я хочу жить мало, но хорошо». И он жил хорошо, я слышал по радио лет 15 назад, жирный барашек почти каждый день. Первый инфаркт в 35-36 и к 42 его уже не было здесь, на земле. Это позиция Эйсава. Он живет мало, т.е. не вечность, но зато хорошо. И тут напротив… Какое сердце выдержит?

Еще раз смотрим глазами Эйсава. За что боролись? Ради чего Эйсав отказался от вечности? Ради того, что Яаков тоже имеет? И еще плюс вечность? Надули в чистом виде. Оказывается, можно было ни от чего не отказываться и иметь все то, что имеешь! И комментарий Аризаля, но очень простой и обиходный. Понимаете, говорит Аризаль, почему так ценят праведники вот эти свои копеечные вещи? Почему так ценят? Ответ невероятен. Понимаете, это инструменты. И мы возвращаемся к нашей вечной концепции. В этом мире все живут на кайфе и ради кайфа. Кайф называется на иврите божественный свет. И этот божественный свет, это и есть тот кайф, который получают все. Извините за крайность, но убийца-садист получает удовольствие, и это тоже божественный свет. Здесь ничего нельзя поделать, это совершенно другой вопрос – почему Вс-вышний так придумал этот мир, мы этот вопрос сейчас трогать не будем. Но все, ради чего жив человек, чтобы сказать высоко – божественный свет, а чтобы попроще – кайф. Мы живем на кайфе, ради кайфа. Другое дело, что мы его мало получаем.

Следующий шаг. Так что же вы предлагаете? Эгоцентризм, Эйсав. А альтернатива? Нет альтернативы кайфу. Наш ответ – в этом мире можно получать кайф двумя способами. Это Эйсав и Яаков. Способ №1 - меня ничего кроме кайфа не интересует. А все остальные меня интересуют только как часть моего кайфа. Это позиция хозяина, обладателя, соперника Вс-вышнего. Берешь в руки, маешь вещь. Это позиция №1. Альтернатива – арендатор. Что такое ответ Яакова, когда он говорит, что это дети? Кто у него дети? Эйсав остолбенел, такие красивые бабы, такие замечательные дети, а имущества несчетно! А я же вечность продал! Я же Родину продал, помните «Гараж»? Это же обидно. Продать задешево родину! В чем смысл ответа Яакова? Это ответ Аризаля. Понимаете, что такое ступенька праведника? Когда каждая копеечка, это данное в аренду средство для достижения следующего мира.

Отчего происходит нападение на Яакова ангелом Эйсава? Потому что надо проверить, а он до копеечки все для следующего мира? А может пару копеечек и для себя? Поймите, меня нельзя купить за 1000$. Я уже видел 1000$. Но если передо мной положить 1000000000$ наличными, то я не знаю, как у вас, но у меня появится мысль – если я возьму 1000000$, сколько убудет от миллиарда, если я возьму всего один миллион? Я же не много! Одна тысячная. И поймите, почему нам не дают миллиард. У Яакова все до копеечки. И это его столкновение с ангелом Эйсава. В чем победа Яакова? Оказывается, что эти копеечные вещи были ради следующего мира. Ничего себе, все людям!

Сейчас будет про бедро. Бедро, это мы с вами. Повторим комментарий Аризаля. Что лежит в основе конфликта Эйсава и Яакова в глобальном смысле? Все, что дано праведнику – не его, праведник – абсолютный арендатор. Я сейчас не говорю, что он поднимает руку и радуется, дышит и радуется. Это абсолютный праведник. Мы говорим о просто праведнике. Просто праведник, это тот, кто во всем материальном, т.е. во всем, что есть в этом мире, видит ступеньку следующего мира. Он вообще не берет в этом мире никакой кайф, если этот кайф ему не помогает для следующего мира. Идея арендаторства.

Т.е. когда Яаков отвечает Эйсаву: «Это дети, которых дал мне Вс-вышний», хотя вопрос был вообще не о детях, а о его красавицах женах и вообще обо всем имуществе, то то, что отвечает Яаков и то, что проверено в борьбе с ангелом Эйсава – все, что он имеет – арендовано. Вс-вышний дал в аренду. Никакого эгоцентризма не присутствует. Обратите внимание, почему копеечные? Почему проверяют на копейках? Понимаете, на миллиардах его проверять бессмысленно. Это нас с вами надо проверять на миллионах. А вот Яакова, праведника, надо проверять на копейках. А точно ли он посчитал? Помните, мы говорили о том, что профессия праведника, это профессия бухгалтера? Каждая копеечка ради следующего мира, ничего себе. Это праведники, не абсолютные праведники, там еще круче.

Повторим. Конфликт Яакова и Эйсава. Причина? Яаков остается один ради копеечных. Нападение ангела Эйсава – эти копейки, может одну-то копейку себе можно? Я хотел из миллиарда один миллиончик, а копейка из рубля, это даже 1/100, это не 1/1000. Так может он немножко для себя хотел? Ну, капельку? Победа. Но бедро, гид ґанаше. Гид аґнаше, это мы с вами. И я хочу вспомнить недельную главу Ки Теце. Помните, гирьки фальшивые? Даже в музее криминалистике нельзя держать неправильные гири. Почему нельзя? Все до копеечки. Если мы берем себе хоть капельку ради себя, не токмо волею пославшей меня жены, то что? Помните, как заканчивается глава Ки Теце? Плохие меры и весы – что? Амалек, чтоб вы не сомневались.

 

Граница Эйсава

 

Еще раз. Что такое борьба Эйсава и Яакова? Границу провели, а мы ее не переступаем? А кайф, который вы ловите, он для себя или для следующего мира? Вы здесь хозяин или арендатор? И всюду, где вы хозяин, помните, в чем мы виновны? Откуда разбой появляется? Почему мы все с вами разбойники? Четвертая, самая последняя молитва Неила, запирающая молитва. А что в ней особенного, чего  не было в первых трех молитвах? Молились и Маарив, и Шахарит, чего не было в Минхе? Там появляется разбой. В чем виновен любой не праведник? Ответ – разбой. Мы взяли копеечку и чуть-чуть словили кайф. Мы на территории Эйсава. Понимаете, граница – ни копейки. Мы руку протянули за чем-то определенно не кошерным? Нам для чего руку дали? И тут же прибегает ангел Эйсава и кричит – посмотрите на этого жида пархатого!

Особенность этой четвертой молитвы – там появляются удивительные слова – разбой, ошек ядейну. Руки-то у нас загребущие, а глаза завидущие! Особенность молитвы Неила, и сейчас будет бомба, это книга Зогар, естественно, мне малознакомая. И это то, что я нашел у рава Хайма Соломона, он цитирует Зогар. Он возвращает немного к радости. В тот момент, когда Яаков уходит в Сукот, ведь прежде Эйсав уходит в Сеир. И что? И их дороги расходятся. Ипардут ми Эйсав. И знаете, когда это было во времени, пишет книга Зогар? А это было во время молитвы Неила.

Повторим. Во время молитвы Неила происходит удивительная вещь – Яаков ледарко, Эйсав ледарко. Их пути расходятся. Почему молитва Неила? Это то, о чем мы сейчас говорили. Понимаете, в чем причина радости праздника Сукот? Мы находимся сейчас на территории Вс-вышнего. Мы находимся в Его объятиях. Много раз мы говорили об идее гостей, мы гости  в этом мире. И то, что из здоровенных окон мы видим, вплоть до кевер пророка Шмуэля. Нет, есть более близкое кладбище и видно весь Иерусалим. Почему важно видеть глазами кладбище? Праведники и так его все время видят, хоть живет он напротив кладбища, хоть нет. Он все время считает. Он живет ради следующего мира. А нам это очень полезно напоминать.

А где же радость? Чтоб видеть кладбище? Вот это радость? Понимаете, как ни странно, но это отрицание, оно и ведет к радости. Понимаете, обладание к радости не ведет, если вы умный, если вы здоровый, если у вас прекрасные дети, то вам будет очень тяжело умирать. Если вас уважают на работе, если в вас души не чает жена (муж), вас уважают ваши дети и т.д., то найдите в себе силы и скажите: наркотикам нет! Потому что так не бывает. Понимаете, смысл нашего нахождения здесь не в тех светлых и  хороших вещах, которые мы созидаем. Почему? Мы что, не созидаем светлые и хорошие вещи? Ответ – мы не созидаем. Вс-вышний через нас это делает. Спасибо ему. Но мы-то здесь причем? Как ведет себя актер во время оваций? Кланяется. И что говорит? Что я! Вот режиссер! Автор сценария. При этом он немного играет, потому что он все-таки кланяется и улыбается и со сцены не уходит.

Мы сейчас говорим об удивительном разграничении Эйсава и Яакова. Где проходит граница? Ответ – граница проходит между этим миром ради этого мира. Где нет претензий. Пусть я буду жить не вечно, но хорошо! И что обидно Эйсаву? Что они живут и вечно, и хорошо! И получается, что его обманули. Где суть проблемы? Что происходит во время молитвы Неила? Во время молитвы Неила Вс-вышний переводит нас в категорию арендаторов, которые ничего под себя не заграбастали. В чем идея очищения Йом Кипура? Что такое «чистенький»? Это именно победа над ангелом Эйсава. В чем победа над ангелом Эйсава? Что все до копеечки сошлось. Понимаете, даже эти копеечные, из-за которых Эйсав напал на Яакова, они тоже были ради следующего мира. И мы вспоминаем, что идея объятий, которых мы удостаиваемся, это идея защиты. Понимаете, мы чистенькие. И благодаря, что мы чистенькими прямо из Йом Кипура через мицвот выскакиваем…

Что такое книга Коґелет? Коґелет, это обесценивание позиции Эйсава. Это гимн радости по-еврейски. Потому что есть два вида радости. Помните наш первый урок в суке? Я цитировал господина Владимира Владимировича Маяковского. 1913 год, какое-то кафе-шантан и рояль, прибитый к потолку. И римская тога, как кровеносная система, даже не бурый, а цвет крови. И выходит совершенно лысый здоровенный мужик, Маяковский. И бросает совершенно интеллигентной публике – «через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир». И те строчки, которые мне нужны: «вот вы мужчина, у вас в усах капуста, где-то недокушанных, недоеденных щей. Вот вы женщина, на вас белила густо и вы смотрите устрицей из раковин вещей». «Хищные вещи века» братьев Стругацких. Мы говорим о самой сути. Источник еврейской радости, понимаете, что хотят сказать мудрецы в Талмуде? Что они начинают мне рассказывать, что не хотели включать в канон мудрецы великого собрания, потому что есть противоречие. Какое противоречие? Так евреям, таки, плохо на земле?

У них радость. А у нас? И вот это противоречие. Неприятно. Нет, чтоб что-нибудь жизнеутверждающее, светлое, да здравствует еврейская власть! Да здравствую мицвот! И нет лучше вождя, чем наш учитель! И здесь приходит Талмуд и говорит – а нельзя! Даже если толпа придет и будет скандировать, что ты праведник, будь в своих словах как мерзавец. Нет, нельзя быть мерзавцем, но как. Понимаете, работа у нас здесь, это отрицание собственной значимости. И то, о чем мы сейчас говорим, мы не хозяева, сами мы не местные, приехали из Швейцарии и живем в шалаше. В Швейцарии, в бабелевском смысле этого слова, где гористый воздух, озера и т.д. Так для чего мы спускаемся в этот мир из Швейцарии? Оказывается для того, чтобы отказаться от эгоцентризма, от своего видения. Но я сам не смогу. И потому всю жизнь меня проводят через праздники. А идея этих праздников, это не просто духовное изобилие, это то, что мы сейчас учим Тору.

 Этот урок он в суке. Он вне суки не получился бы. Я уже давно заметил, лет 25 тому, что география моей души еврейская. А не идут уроки, а только на злобу дня. Есть уроки глобальные, когда мы учим Кабалу, а есть уроки, которые прямо связаны. И у нас урок в суке. И этот урок прямо связан временем, внутри которого мы находимся. Понимаете, почему это время нашей радости? Вот здесь начинается еврейская радость. И когда мудрецы в Талмуде сомневаются включать в канон или не включать в канон, что говорят? Так противоречие – вот он говорит против радости, а вот он говорит за радость. Убийца, не дай Б-г, садист получает удовольствие от страдания жертвы. Это удовольствие, это божественный свет, чтоб вы не сомневались. Других удовольствий в этом мире нет. Все что связано с удовольствием, с кайфом, это божественный свет, маленькая доля, но божественная. И есть проблема, как ловить кайф?

Снова, ловить кайф или не ловить кайф вопрос не стоит. Ведь я не случайно говорил – на кладбище все спокойно. Те, у кого нет желания, помните мое одесское проклятие? Шоб у вас уже все было! Помните, когда золотая рыбка, ссылаясь на экономическое положение, говорит – всего одно. И мужик напрягся и придумал – хочу, чтоб у меня уже все было! Э, мужик, у тебя уже все было. Я к чему? Понимаете, оказывается весь смысл человеческой жизни в той радости, которую мы добавляем. Понимаете, весело урча, набивая желудок, мы не добавляем к тому, что нам дал Вс-вышний. Это радость Эйсава. Радость Яакова, это способность удивиться и сказать: «Б-же мой, Вс-вышний, за что ты мне столько дал?» Или – «пока человек жив, на что ему жаловаться?» А понимаете, жизнь бывает разная. За все надо платить. Хотите вечность, так имейте силы отказываться от временного. А как? А переадресуйте. Как мы всегда учим? За хорошее благодарите Вс-вышнего. Плохое – пеняйте на себя. Проще не скажешь.

 

Резюме

 

Подводим итог. Вопрос, с которого мы начали. О какой радости идет речь и причем здесь книга Коґелет? Что такое праздник Сукот и почему Яаков назвал это место Сукот? Он же дом построил. Я повторю не очень приятные вещи для евреев, испорченных иудаизмом или как я еще их называю, богатых евреев, евреев, которые имеют мицвот. Вообще-то все евреи имеют мицвот, больше, меньше, кто вам считает. Понимаете, почему Яаков называет это место Сукот? Ведь мы же учили: Авраам – гора, Ицхак – степь (вольному воля, а дурному степь), Яаков – байт, это сочетание. Помните вопрос в Одессе – как мне найти площадь Ленина? Умножьте длину Ленина на ширину Ленина. Байт сочетает ширину степи и высоту горы. Так почему Сукот? И ответ невероятный. В книге Йеґошуа, кому принадлежит это место, которое называется Сукот? Зачинщикам. Кто ретроактивно втащил нашего учителя Моше в Страну Израиль? Они присоединили Заиорданье и оказалось, что Моше вошел в Страну Израиля. Гад, Реувен, и почему Реувен не первый? Реувен первенец Леи, первенец Яакова, а Гад первенец Зильпы. Так кто должен быть первым? И все, и РаШИ приводит – Гад, а потом Реувен. Почему не наоборот? Ответ – а Гад был зачинщиком. Понимаете, «настоящих буйных мало». И чтоб вы не сомневались, это место Сукот, книга Йеґошуа специально подчеркивает, где? Нахалат Гад. Он зачинщик. Я отсылаю вас к уроку «Шаг навстречу Геуле», почему Заиорданье так важно? Что важнее, средство или цель? И мы выходим на излюбленную мной тему – так ноль или Один? Что важнее? Ноль, но круглый. А тут аз есмь. Так вот, оказывается, что средство может быть важнее цели. Знаете когда? Когда средств не хватает.

Мы решаем проблему господина Эйсава. А помните хромоту? А что хромота? Чтоб жизнь малиной не казалась. Всю дорогу нашего народа Эйсав жить не дает. Мы же без Обамы сегодня не обойдемся. Его жена Мишель вылитая фараонша, жена небезызвестного фараона Эхнатона, который евреев не пускал из Египта. Один к одному.

У нас получается объяснение, почему это место называется Сукот, почему не Байт, ведь Бейт аМикдаш? Но надо же делать хорошо! Несомненно, но только сначала надо отказаться от плохого. Понимаете, прежде чем бросаться в объятия Вс-вышнего, нужно почиститься. И молитва Неила делает нас чистенькими одним единственным способом, мы просим: «Вс-вышний, сделай нас чистыми арендаторами, без примесей Эйсава». И дороги Эйсава и Яакова расходятся, и на исходе Йом Кипура мы чистенькие от чего? От разбойничанья. И сразу окунаемся в омут мицвот – сразу строить суку, сразу покупать…, и вот уже Сукот. А уж в Сукот грех не сидеть в суке.

Идея чистоты, отказа от земного притяжения, Маяковский – «Вы смотрите устрицей из раковин вещей», вот этот отказ от земного притяжения, у нас нет другого рецепта. Эта радость, она не естественная. Понимаете, оказывается, нужно отказаться и нужно признать, что твои дети, это не твои дети, это данные тебе дети. А твое имущество? Понимаете? И все тебе дают в аренду. И правая рука тоже в аренду, и мизинец в аренду. Все в аренду.

Вопрос – это когда тебе дают, а потом отнимают…

Ответ. Никто не дает и никто не отнимает. Это основная идея радости Яакова. Дают в аренду. Когда дают в аренду, то никто ничего не дал. Помните знаменитое – «бог дал, бог взял»? Господа, вы ничего не поняли, он ничего не дал, он в аренду дал. И радости в этом мире две – радость обладания, а альтернатива – радость аренды (неужели мне доверили?!). Как сказала одна мама, извините за крайность примера, но, как вы помните, именно крайние примеры показательны. Это было 12 лет тому назад. И арабы убили ее 19-летнего сына. И эта мама на похоронах нашла в себе силы, да, она рыдала, но она сказала: «Спасибо тебе, Вс-вышний, за те удивительные 19 лет, которые ты подарил мне с этим ребенком». Я это слышал своими ушами. Я не говорю, что мы с вами на уровне этой еврейской мамы, но вся идея идеала в том, чтобы к нему стремиться.

Повторим. Двойственность праздника Сукот изначально в него заложена. Здесь есть естественная радость. Напоминаю вам, что вы сейчас в суке и перед вами угощение. Не откажите себе, потому что это мицва, это не просто солдат спит, служба идет. Это единственное время года, когда вы кушаете и пьете, а Вс-вышний радуется. В Шабат тоже, но в Шабат это подарок. А здесь, это же мицва. Я пузо набиваю! Ответ – да, но это в суке. И получается, что это и есть объятия Вс-вышнего. Оно защищает от чего? От всего эгоцентрического.

Понимаете, Коґелет не очевиден. Это не проблема включать или не включать. Это проблема непонимания. И потому вердикт мудрецов. Но, в конце концов, что сказано? Что такое жизнь? Бояться Вс-вышнего, делать мицвот. Вот это вся жизнь. Но это резюме, к нему надо прийти. Поэтому, если вы воспринимаете это, как что-то естественное, то у вас еще все впереди.

Я говорю совершенно ужасные вещи. Одна из них – хороший человек, это не профессия. А дальше говорю еще хуже – приличный еврей тоже не профессия. И оказывается, что нам ничего не остается, кроме как работая понемногу, понемногу уменьшать собственное самомнение и менять систему ценностей так, чтобы мы чувствовали, что жизнь, нам данная – это средство, это не цель. Понимаете, почему Яаков выделяет средство? Ведь есть же Бейт а-Микдаш! Так почему Шалаши –  Сукот? Спросите у любого литвака или у любого хасида, они вам объяснят, что то, что Гитик рассказывает, это вообще не Тора! Тора, это Бейт аМикдаш!

Вы не поверите, но даже личность, это тоже средство. В этом мире вообще все средство, а любая попытка, это переход на территорию Эйсава. А мы уже сказали, что неправильные меры и весы – вы неправильно определили границу, и ангел Эйсава на нас живого места не оставляет. И  потому праздник, система годовых праздников, Авраґам, Ицхак и Яаков.

Продолжение следует

Перейти на: 1 2 3

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (30.05.2014)
Просмотров: 785 | Комментарии: 1 | Теги: Ицхак, Авраам, Гмара, мидраш, Яаков, Праотцы, сукот, Эйсав, Аризаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 LeoniDDT   (02.06.2014 10:37)
Скорее бы продолжение...

Интересную версию слышал, что будущий мир - это жизнь после переселения души, и условия, в которых родился и живет человек - это геином или ган эден для его прошлой жизни. Но у РаМбаНа ничего такого нет вроде в книге "Врата воздаяния". И в таком случае если этот мир - мир Эсава "прагматика-убийцы нешамы", то будущий мир так же является его миром. Отличия между ним и Яаковом вроде в возвышенности удовольствия, но я не понимаю, мы (я конкретно) не ощущаем этого удовольствия, т.е. какая вообще разница между возвышенным и приземленным, если обе достигаются трудом, оба брата трудятся на благо семьи, и все от Творца, и это Творец сделал Эсава "ДВА НАРОДА В ЖИВОТЕ ТВОЕМ".

"Бывает средство важнее цели, когда средств для достижения цели недостает". Как быть, если Цель настолько важна, а средства (денег) не то что недостает, а даже непонятно, как их добыть, нет инструментов, что недостижимость доставляет невероятные страдания? И вести подсчет не из чего. Реалии говорят, что надо трудится и жить, как получается, Борух Ашем. И тут не надо волноваться за пропитание семью и прочее, но я то может об этом и слышал, но родители...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Не следует за деньгами гоняться, не забывайте лишь "открывать рот" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [39]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [178]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [28]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [145]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Суккот Ваера кабала Тора мицвот недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург Ноах недельная глава Торы для детей еврейский Свобода Лимуд 2012 жизнь добро и зло Гилель харьков москва недельные главы Лод