Будьте кдошим!
Требование исключительности, адресованное Израилю действительно необычно, в особенности, если учесть его обоснование: «так как кадош Я». Простите, но как можно «сравнивать»?! Рав Йонатан Айбешютц свое объяснение начинает с интереснейшего мидраша:
«Хозяин мира, Ты просишь, чтобы мы стали кдошим? – убери от нас смерть, как сказано (Хавакук, 1:12): «Ведь Ты изначален Вс-вышний, Вс-сильный мой, мой Кадош – и не умрем!» (Шмот Раба, 38,1)». Получается, что наша «из ряда вон выходящесть» - кдуша прямо связана с бессмертием?!
Рав Айбешютц приводит еще один мидраш, поясняющий нашу вынужденную «смертность» после промаха адама: «Сказал Создатель первому человеку: «Горсть почвы земной, так как сотворен ты из нее – не украдена ли она [эта земля]?!» – «так как почва ты и в почву ты вернешься». (Берейшит Раба, 20, 10)». Следовательно, причина смертности человека в украденной им материальной составляющей людей – «горсти земли», которую надо вернуть: «в почву ты вернешься». Использование нашей бренной оболочки для «себя», а не в рамках, определенных Работодателем, равноценно краже «без взлома».
Но известен закон (Трактат Бава Кама, 66:2), что отбирающий у своего ближнего предмет, ему принадлежащий, не обязан его возвращать, а только его стоимость, в случае изменения имени – сути этого предмета. Теперь, говорит рав Айбешютц, мидраш становится понятным. «Ты просишь, чтобы мы стали кдошим», а значит, ты, тем самым, просишь об изменении нашей сути (имени). Ты создал нас обычными материальными существами, а теперь желаешь нашего посвящения (ґэкдеш) Тебе?! Значит «убери от нас смерть!», так как мы теперь не обязаны возвращаться в землю. А стоимость «пяди земли», ушедшей на наше появление на белом свете, мы заплатим исполнением Твоего желания! |