Безысходность (Что отменяет Исход?)
Возвращение (власти) фараона
Рове в Гмаре (Бава Меция, 61:2) спрашивает: отчего связывает Тора исход из Египта с исполнением законов о запрете процентов, о ношении цицит с голубой нитью и правильных гирьках? Ответ от имени Вс-вышнего (на секундочку!) гласит: «Я тот, кто различил в Египте между сперматозоидом первенца и не первенца. Я тот, кто в будущем рассчитаюсь с теми, кто рассказывает о деньгах, одолженных у нееврея и ссужающим их Израилю под проценты, и с тем, кто окунает гирьки в соль, и с тем, кто вешает на одежду нить, выкрашенную голубой краской растительного происхождения и говорит, что он тхелет».
Попробуем с помощью комментария «Зера Шимшон» понять, что имели в виду мудрецы в этом мидраше. Ведь речь в нем идет не более и не менее, чем о причинах, отменяющих йециат Мицраим – Исход из Египта, который был, между прочим на херут олам (в вечерней молитве мы повторяем: «и выводит свой народ Израиль из них на свободу вечную»)!? Для объяснения этого противоречия подчеркнем, что именно Израиль был выведен Создателем на службу исполнения Законов Торы. И с Израилем был заключен Союз на Синае. Простите, а мы?! Цитируем: «В каждом поколении и поколении обязан человек увидеть себя как будто он вышел из Мицраим», эти слова рабана Гамлиэля (Трактат «Псахим», 116:2) нам хорошо известны. И рав Франк акцентировал наше внимание на «увидеть себя – это и есть начало («как будто») Исхода из эгоцентризма.
Но в словах рабана Гамлиэля присутствует еще, как минимум, один смысл. Слова «поколении и поколении указывают на … Израиль, а не на нас! Как это?
Лишь в той степени, в которой мы часть Израиля, мы имеем отношение к Исходу на Хейрут олам. И каждому следует пройти свой личный путь, чтобы стать частью Израиля. И вопрос Рове в Гмаре Позволяет определить три базисных препятствия на этом сугубо личном пути. Следующая таблица, распределяющая эти преступления личности против общины в трех привычных измерениях, позволит нам уяснить опасности Пути.
Мысль
|
Облегченные с помощью соли гирьки
|
Желание
|
Голубая нить, выкрашенная краской растения
|
Поступок
|
Ссуживание евреям под проценты от имени гоя
|
Личность
|
Смешение внутренностей некошерной рыбы с рыбой кошерной
|
Философия сиротства
Весьма прибыльная финансовая операция, лежащая в основе банковского дела – ссуживание (продажа) денег, сталкивается с божественным запретом: «Если деньгами ссужаешь народ Мой, бедного у тебя, то не будь притеснителем его, не налагайте на него (кусание) лихву» (Шмот, 22:24).
Запрет Создателя распространяется на народ Израиля, особо подчеркнуто на «бедного у тебя». Попытка наживы взамен братской помощи особенно омерзительна в свете целей «Йециат Мицраим – Исхода из Египта». Ростовщичество не только разрушает братство евреев, оно отрицает, по сути, Исход из Египта. Приземление божественных целей, да еще прикрытое ссылкой на «мировую экономику» – это не я, это процентная ставка такая – делает общность Израиля фальшивой.
Ложь, лежащая в основе взимания процентов от имени гипотетического гоя, означает, что данный еврей не просто не боится Творца (которого не обманешь), но находится в рабстве у своего желания брать. Он своим поступком отрезает себя от своего народа, следовательно, отменяет саму возможность выйти из эгоистической узости (Мицраим). Плоскость происходящего – действие. Отказ от божественного братства – Израиля происходит через поступок.
Эмоциональная «удаленка»
Желание еврея подменить птиль тхелет – голубую нить цицит идентичной (внешне неотличимой), но растительного происхождения, на первый взгляд необъяснимо. Ну, не в разнице в цене между двумя нитями дело?! Объяснение лежит в эмоциональной плоскости. Работать на «свои» желания, а выглядеть, как все евреи! Во всех трех примерах Рове из Гмары присутствует внешняя (для людей) неотличимость. Без экспертизы, естественно. Выглядеть своим, будучи по сути чужим, вот что отменяет Исход. Подданство фараона или Вс-вышнего – вопрос внутренний.
В отличие от гирек и процентов кела ґаилан (голубая нить растительного происхождения) не подразумевает немедленных материальных приобретений, и потому соотносится с плоскостью ощущений. Понятно, что быть частью Израиля, во-первых – желание. Тот, кто его не испытывает – не может претендовать на общность, родство с Израилем. Ведь речь идет не только и не столько о крови (генах с материнской стороны). Все три обсуждаемых поступка говорят о внутреннем нежелании быть Израилем!
Рассудительный обман
Обман в области мер и весов подразумевает нарушение в плоскости принятия решений. Вся система рассуждений оказывается сознательно искаженной. Автор «Зера Шимшон» сравнивает это преступление с рассуждением фараона во время получения десяти ударов. По его мнению, «облегчение гирек» деформирует всю внутреннюю реальность индивидуума. И это сравнение с фараоном как нельзя лучше объясняет возвращение под власть фараона – уход от Израиля.
Подытоживает все три измерения добавление внутренностей некошерной рыбы к рыбе кошерной. И на уровне личности мы встречаем, конечно же, еду. Как и в главе «Шмини», подъем из Египта подразумевает коренное изменение в отношении еврея к «хлебу насущному». И потому добавление неотличимых внутренностей некошерной рыбы резюмирует окончательность отпадения личности от народа Израиля, отмену Исхода!
Источник: http://Израиль, исход, Египет |