Беньямин и Ханука
Вопрос о связи младшего из сыновей Яакова и Рахели возникает в силу… симметрии?! Йосеф – олицетворение Галута, имеет прямое отношение к Хануке и к Пуриму (вспомните потуги Ахашвероша соответствовать Галуту Йосефа). К тому же Йосеф, это девятая сфира – йесод, соответствующая (по классификации Аризаля) празднику Пурим. И как уже сказано, в силу симметрии, получается, что и Беньямин как символ Галута (Рахель Имейну!) должен быть связан не только с Пуримом, но и с Ханукой?! Но как (только не вспоминайте о связанности всего в Торе)??
Помогает рав Менахем Шварц и недельный раздел «Ми-кец». Нет, вовсе не только тем, что читается в Хануку или в непосредственной близости от нее. Дело в удивительном намеке, появляющемся в тексте Пятикнижия: «и было больше подношение Биньямина в пять рук [раз] – ядот…» (Бе-рейшит, 43:)34).
Странное выражение – вместо обычного «пять раз» – «хамеш ядот»-пять рук?!
Объясняет рав Шварц: во вставке в молитву амида, которая читается в восемнадцатом благословении на Хануку, сказано: «предал героев в руку слабых, многочисленных в руку немногих, ритуально нечистых в руку ритуально чистых, нечестивцев в руку праведников и злоумышленников в руку занимающихся Твоей Торой». Пять «рук» – это отсылка авторов вставки к владельцу «Двух правых рук Беньямина». Намек на ту бескомпромиссную борьбу с трафим («трофеями»), которую начала наша мама Рахель, и несет сквозь Историю ветвь Беньямина – «вора, сына воровки»!
|