«Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь…»
Еврейский закон – ґалаха позволяет нам увидеть гениальный ильфопетровский лозунг в его духовной ипостаси. Объясняет Аризаль: «и это смысл необходимости ощутить горечь марора, а если проглотил его, не исполнил мицву «есть марор». Ведь через пережевывание тридцатью двумя зубами, облегчается категория суда».
Попробуем с помощью рава Баруха Шалом Ашлага (старшего сына рава Ашлага, автора «Сулам») разобраться в сказанном равом Ицхаком Лурье. Как известно[1], число тридцать два образовано двадцатью двумя буквами еврейского алфавита и десятью сфирот. Отсюда его внутренняя связь с лев - לב - сердцем. Тем самым сердцем, которое в соответствие с духовным назначением нашего тела отвечает за абсорбцию мудрости, категорию нишма. Тридцать два зуба отвечают не только за тщательное пережевывание пищи, их внутренняя задача – размельчение и, как следствие, возможность ощутить сердцем вкус – смысл входящего.
Оттого мудрецы и рекомендуют исполнение законов Торы начинать с кашрута, ибо поглощение некошерной пищи делает сердце(!) невосприимчивым к Торе (истинной мудрости). И зубы, даже тщательно ее пережевывающие, к духовному здоровью ничего прибавить не могут, а даже наоборот.
Параллели между духовными функциями нашего тела и тремястами шестьюдесятью пятью запретами и двумястами сорока восемью повелениями Торы, как известно, имеют и чисто материальный смысл – здоровье. Но их истинный смысл – сделать нас восприимчивыми к божественному свету. Исполнение мицвот делает еврея доступным для влияния света[2]. Но и в обратную сторону (интерактивность, чтоб вы не сомневались!), правильное использование органов нашего тела (например, протягивание руки помощи) создает сосуды для принятия света.
И теперь гениальность фразы из «Двенадцати стульев» становится очевидной, равно как и правильное использование полости нашего рта.
[1] Смотрите, например, комментарий рава Арие Каплана к началу книги «Йецира».
[2] Раби Йоси бен Кисма в Мишне определяет: «хотел Вс-вышний сделать Израиль восприимчивым (лезакот, от зах – тонкий, прозрачный, чувствующий) оттого и дал Тору и мицвот».
|