Лама кипа?
Я хочу сейчас по аналогии выйти на ответ на вопрос: «Почему
еврейские мужчины покрывают волосы, а еврейские женщины, выйдя замуж, делают то
же самое?» Например, у мусульман, когда у девочки наступает первая менструация,
ей сразу надевают платок на голову – и никаких проблем. Еще желательно ее
выдать замуж, чтобы совсем никаких проблем, снаружи…
Зачем же еврейские женщины, выйдя замуж, покрывают
волосы? Те, кто слышали об обычае брить голову, должен вас сразу огорчить, это
делают только сатмарские хасиды. И есть у мудрецов 3000-летней давности закон,
который позволяет мужу развестись с женой, если она сделала свою голову лысой
без согласия мужа. Так что это вовсе не еврейская традиция.
Закон о том, что замужняя женщина должна ходить с
покрытой головой, мы учим прямо из Письменной Торы. Там сказано это буквально. Из
Торы следует, что непокрытые волосы замужней женщины свидетельствуют о её
распущенности. Во времена Храма существовал ритуал «сота», который проводили с
женщиной, уличенной в непристойном поведении или подозреваемой в супружеской
измене. При перечислении действий, позорящих «соту», сказано: «И поставит
священник жену пред Всевышним, и распустит он волосы на голове жены» (Бе-мидбар,
5:18), – из чего следует, что для замужней женщины
непокрытая голова – знак позора.
Но почему замужняя женщина должна покрывать волосы?
Привлекательность? У меня сразу возражение. Если бы дело обстояло так, то
тогда, кого мы обяжем, во-первых, ходить с покрытой головой? Молодых женщин, а
старушкам можно сделать послабление. А у нас наоборот. Девушки ходят
простоволосыми и имеют наглость привлекать мужчин. А замужние начинают
покрывать волосы.
Есть интересный мидраш, рассказывающий, что раньше
наши мудрецы умели читать мысли людей по волосам. У незамужней девушки нет
таких мыслей, которые страшны, неприятны, нежелательны для прочтения. У женщины
замужней – хотя здесь нужно правильно понять, какая женщина должна покрывать
волосы.
Со времен Авраґама замужние еврейские женщины не
появлялись на улице с непокрытой головой. Этот обычай считался частью
еврейского образа жизни, до такой степени, что в Талмуде сказано: «Если
(замужняя) женщина выходит на улицу с непокрытой головой, она нарушает закон
Моше и закон еврейского образа жизни...».
Талмуд подчеркивает: закон Моше (то есть Тора) и закон
еврейского образа жизни, который существовал всегда, даже еще до получения Торы
и соблюдался, наряду с другими обычаями и традицией домов Авраґама, Ицхака и
Яакова.
Талмуд разъясняется: «Волосы
женщины имеют потенциал возбуждения» (трактат Брахот, лист 24). И поскольку
запрет на отношения с посторонней замужней женщиной – одна из Десяти Заповедей,
волосы следует прятать под головным убором.
В Зоґар сказано: «Если мужчина всматривается в волосы
замужней женщины, строгость Небесного Суда усиливается» (Зоґар, часть 3, лист
142).
Я к чему вас хочу подвести? Как всегда, с Торой ничего
просто так не бывает. И для того, чтобы понять о чем идет речь, представим
себе, что такое самое внешнее. Самое внешнее – это
граница. Граница – это самое опасное
место. Вспомните, что делают евреи на границе личного помещения? Они ставят там
мезузу.
В Песах косяки мазали кровью. Во-первых, у Всевышнего
неплохо со зрением, Он и так бы разобрался. Но если уж на то пошло, почему
именно косяк? Можно было свечку поставить, например, с колпаком, чтобы не
задуло. Ответ: граница внешнего и внутреннего.
Кто придумал двери? Если вы думаете, что этот вопрос
праздный, то вовсе нет. Я поясню. В средневековых замках, тех самых куртуазных,
там, где дамам целовали ручку. Кстати, ручка тогда была нечистой, потому что
руки тогда еще не мыли, их вытирали салфетками, но не догадывались мыть. Но я
не буду про это сейчас. Я не буду про то, как выглядели сортиры в средневековых
замках. Я не хочу портить вам аппетит. Что я могу рассказать, это то, что при
тогдашних нравах внутренних дверей не было.
Кстати, а зачем нужны внутренние двери? В те
куртуазные времена уединение с дамой вовсе не считалось чем-то, что требует
дверей. Исторический факт. Мало того, вспомните другие культуры. Вспомните
Китай или Японию. У них знаете, что было и есть до сих пор? Рама с занавесочкой,
которая двигается туда-сюда. Поймите, я не про дверные проемы. Я про ключи и
про замки. Я про интимность, я про внутреннее. Вот это – еврейские выдумки,
еврейские штучки.
Я к тому, что именно здесь – на границе внешнего и
внутреннего ставится защита. Очень легко описать, что такое мезуза. Это – генератор,
отсекающий вредные биополя. Это не совсем так, но звучит хорошо, по-научному и
близко к тому, что такое мезуза. Мезуза выполняет очевидную защитную функцию.
Почему на дверях? Потому что дверь, косяк – граница, самое опасное место.
Мы пришли к пониманию того, почему именно волосы
требуют защиты, и почему еврейская девушка, выходя замуж, покрывает волосы.
Дело в том, что, после того как мальчик достигает тринадцати лет, никаких
существенных изменений его отношения со Всевышним не претерпевают. С этого
возраста он обязан исполнять все законы еврейской армии, к которой он относится
по рождению. Не так с женщиной. После замужества у женщины принципиально
меняется, можно назвать, энергетический статус, то есть мера ответственности.
Может быть, вы не знаете, но с точки зрения иудаизма и здравого смысла, женщина
– основа мира.
|