Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
«И опыт, сын ошибок трудных…»
Слово шахаль имеет на иврите дополнительное значение вдевать (леґашхиль). Умение правильно соотносить размеры желаемого и действительного прямо свидетельствует о зрелости человека. И почтение, внушаемое львом-шахаль очевидно выше страха, внушаемого львом-лави. Пример крайний и потому показательный. Пахан у бандитов называется авторитет. И «пальцовка» матерого преступника несравнимо ниже в воровской иерархии тихих слов уголовного авторитета.
Западная цивилизация, оценивающая человека по его достижениям, заведомо нивелирует божественную составляющую гомосапиенса, низводит его до разумного животного. С другой стороны, результаты важны для непревращения адама в ленивую скотину. И отсюда важность периода зрелости, установления правильных пропорций между «да» и «нет». Особо подчеркнем, что каждый следующий период нашей жизни вовсе не уничтожает бывшее прежде, а лишь корректирует шкалу наших духовных ценностей. Легкость на подъем ребенка, бескомпромиссность отрочества, невинность юности и энергичность молодости – это идеальные компоненты, из которых выплавляется опытность и самоуважение.
Зрелость подразумевает более совершенную систему внутренних ценностей, позволяющую постепенный отказ от самооценки, уменьшение себя в своих глазах. Как ни странно, но именно уважение приводит к открытию, что все мы люди, все мы человеки, все мы Его дети. И потому постепенный отказ от иерархического отношения к окружающим и к себе (по-прежнему, горячо любимому). Показательный пример из собственной жизни.
Праздник Симхес Тойре, отмечаемый в Шмини Ацерет, вызывал у меня смешанные чувства. С одной стороны, понятная радость Торы, с другой, гаденькое ощущение – волнение, в какой круг, в пятый или в шестой[1], меня вызовут танцевать со Свитком. Нет, конечно, головой я все понимал и говорил себе: балбес ты, балбес, ведь тебе уже сорок (сорок пять), и какая тебе разница! И вдруг, в пятьдесят отпустило.
Без всяких видимых изменений внутри себя, я вдруг обнаружил, что именитые равины, меня в синагоге окружающие, такие же люди, как и прежде, и «квартирный вопрос» стоит по-прежнему остро. И наш возраст в сравнении с Его, почти одинаково мал. А потому оценочный подход к себе и к людям – признак инфантильности, точнее – незрелости. И вообще, иерархия – порождение эгоцентризма, эгоистической шкалы ценностей.
Два следующих периода, в силу своей заключительности, непосредственно говорят о смысле человеческой жизни.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 Следующая >>>
[1] Вы, проживая заграницей, привыкли к понятию равин синагоги. А у нас в синагоге все равины! И в первый круг приглашают коґенов и глав ешив. Во второй – левитов и старейшин и т.д.
|