Пятница, 14.12.2018, 08:01
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 М.М.Гитик "Семь львов человеческой жизни". Продолжение 1

Перейти на страницу: 1 2 3  4 5 6      Следующая >>

"Семь львов человеческой жизни"

Детство и Я

 

Период детства ставит перед нами труднейшую из задач – задачу самоопределения. Как уже было сказано: «мы родом не из детства»[1], но откуда, простите? С одной стороны, детство подобно нашим генам – свободным выбором и «не пахнет». С другой – мы помним, мы жили! Объяснение феномена детства я начну с истории, произошедшей лет шесть назад.

Наш средний сын приобрел себе, пардон, трусы, не просто вызывающе революционного цвета, но и с портретом Ильича на том самом месте. Я, к своему удивлению (все же мужику, т.е. мне, почти полста от роду) обнаружил у себя почти атавистическое желание: «Я, Вань, такую же хочу!». Стремление носить портрет Ильича на одной из, пардон, ягодиц, несомненно проистекало из нежного возраста семи лет, когда меня и других первоклассников приняли в октябрята.

Те, кто жили при советской власти, наверняка помнят портрет очень кудрявого мальчика, окаймленный пятиконечной звездой – «октябрятский» значок. И в чем атавизм желания, повесить «лысого Вовку» не на левую сторону груди, а на место, скажем так – абсолютно противоположное? Ответ известен всем пережившим (отсюда пережиток, он же атавизм!) волнительное ощущение принятия в октябрята. Или в пионеры. Но никак не в комсомольцы.

Ожидать от семи- или десятилетнего ребенка критического отношения к происходящему не приходится, а значит, Советская власть нас, бывших октябрят, «попользовала». Но достаточно «психологических изысков», сделаем очевидный вывод: детство – период отождествления себя со своей жизнью. И вот мы вышли на возможность конкретного (!) ответа на вопрос: когда я говорю «Я!», а что я, собственно, имею в виду?

Иллюстрируем двумя советскими анекдотами, а ответом займемся уже в следующей главе.

Мюллер, держа в руке лист бумаги, обращается к Штирлицу: «Штирлиц, дружище, что это Вы написали в последней радиограмме? Так: «Алекс Юстасу»…, а вот: «привет всем нашим», а кого Вы имеете в виду?». Голос Копеляна за кадром: «Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу».

Начало июня 1967 года. Два советских еврея. Один другому: «Вы слышали?». «Нет, а что?». «Наши передали, что наши сбили два наших самолета!».

 

Те же и Я

 

Начнем с примера. Вы звоните в банк. Вежливый голос «интересуется знать», а по какому поводу вы, собственно, звоните, предлагая на выбор, скажем, четыре варианта. Услышав ваш выбор, программа отсылает вас к следующему вопросу, и в конце вас ожидает банковский клерк. А теперь представьте себе программу, способную не только задавать вопросы и распознавать стандартные ответы. Представьте себе программу, способную вести философские диспуты и обсуждать достоинства поэзии Мандельштама. Программу, вобравшую в себя всю человеческую культуру. Вопрос, а чем будет подобная программа (искусственный интеллект) отличаться от человека?

Сейчас прозвучит волшебное (малооцененное) слово – самосознание. Оно не только позволит нам разобраться с понятием «Я», но и проведет жесткую границу между человеком и животным, даже животным весьма духовным – ангелом.

Но прежде, еще один пример. Мне двенадцать лет, я учусь в шестом классе, и вдруг понимаю, что наша учительница математики – дура. Нет, дальше, начиная с седьмого все учителя математики будут евреи с университетским образованием. Но то, что эта – дура, мне стало понятно только теперь, хотя годом ранее ее уровень был тем же. Изменения произошли во мне. У меня родилось чувство критического отношения к реальности. Более конкретно: я впервые разделился на себя – живущего, и себя – наблюдающего. Этот первый приступ «шизофрении» положил не только границу между детством и отрочеством, но и провел четкую черту между божественным потенциалом человека и его реализацией.

Первое разделение на жизнь и взгляд на нее (естественно, извне!) создал впервые двухвариантную ситуацию, а значит, и Выбор! Дитя не осознает себя, наивно отождествляя себя с собственной жизнью. Кто из детей не полагает себя маминой дочкой, дедушкиным внуком, участником кружка авиамоделистов, отличником, наконец. Эта детская определенность заканчивается с впервые испытанным раздвоением на себя, живущего в пространстве/времени, и на Я, осознающего себя вне рамок. Как иллюстрация вневременности нашего Я, простейший рецепт омоложения: закройте глаза и почувствуйте – ваше Я возраста не имеет!

 

Перейти на страницу: 1 2 3  4 5 6      Следующая >>


[1] Смотри «Хорошее дело … брак?!»

Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
"Забота о смерти (месте захоронения и т.п.) - проверенное средство для продления жизни" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Семинары и шабатоны [279]Анонсы новых книг и лекций [13]
Лекции и встречи [626]Объявления [163]
Статьи [1136]Видео уроки [141]
Уроки Торы онлайн [108]
Недельные главы Торы онлайн
Вебинары [28]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод