Память о будущем
Двойственность Девятого Ава обсуждалась нами не единожды, также как и ее самоe известное проявление – в середине дня. В момент, когда Храм горит, мы встаем из «низкого положения». Рождение Машиаха, связь бывшего с будущим мы попробуем сейчас увидеть из параллельности трех узких недель двадцати одному дню месяца Тишрей. От Рош – ґаШана и до Шмини Ацерет.
При этом общий мотив мы обнаружили, состыковав начало и конец - Рош – ґаШана с Девятым Ава. Первое Тишрея называется в Пятикнижии – День Памяти. «Так как память всякого сотворенного перед Тобой встает» - говорим мы в молитве, и, конечно же, прожитый год – основание для наступающего.
Прямо обратно, день разрушения Храмов – это наша память о Его подарках нам. Это память о великолепии, которым Создатель наделил нас, а мы не сохранили. И как залог возвращения духовного изобилия наша память, наша неготовность принять настоящее как должное.
Талмуд рассказывает (Трактат «Таанит» 29:1) как мерзавец Тораносруфус запахал место Залы Храма и посеял на нем цветочки и прочие утешающие глаз растения. В чем ужасность им содеянного, ведь «снявши голову - по волосам не плачут»?
Страшнее самого разрушения – стирание памяти о нем. Забывчивость разрывает связь времен. Красота столицы государства Израиль – это «цветочки» Тораносруфуса – драпировка, скрывающая зияющую бездну «города, соединяющего Небо и Землю».
Только наша память о Нем, стыкующаяся с Его памятью о нас, залог будущего, реальность Третьего Храма. А выбор, как и всегда, между моментальностью, сиюминутностью и вопросом «откуда и куда мы идем?» |