Шма Исраэль и Ханука
В предложении «Шма Исраэль ґАшем Элокейну ґАшем эхад» 25 букв. Мудрецы усматривают в этом намек на … Хануку. Савраньский ребе для объяснения этого мидраша вспоминает пшат на произнесение этих слов братьями у смертного одра Яакова. «По РаШИ» Яаков собирался раскрыть ветвям концовку Истории, но его покинула Шхина. Яаков решил, что быть может «митато ло шлема – его кровать не совершенна», ведь у Авраґама был Ишмаэль, а у Ицхака – Эйсав и у него возможно…
Свидетельство сыновей «Шма Исраэль» не оставляет места для сомнений. Каким образом? Говорит Савраньский ребе, что уровень, достигнутый Яаковом в результате борьбы с ангелом Эйсава, означает, что он Израиль, т.е. отец 12 ветвей. И это простой смысл свидетельства братьев «Шма Исраэль» – «Кровать Яакова совершенна» – третий из праотцев – Исраэль!
Тикуней Зоґар замечает, что в произносимой шепотом (кроме Йом Кипура) фразе «борух Шем квод мальхуто леолам ваэд», 24 буквы. И остановка (Хану) в двадцать пятый день (כה-ка – (20+5)) была подъемом с уровня победы над греками («борух Шем квод мальхуто») на уровень «Шма Исраэль» – близости с Создателем!
Ребе из Саврани, со ссылкой на «Мидраш Ханука», добавляет еще один аспект связи между Ханукой и квинтэссенцией иудаизма – «Шма Исраэль». Маккавеи, лишенные из-за войны возможности учить Тору, повторяли этот пасук в качестве единственно доступного им способа учебы. А если мы вспомним, что война, по сути, была гражданской, то и произнесение вслух этого признания (в любви к Вс-вышнему) являлось жесткой границей, разделившей евреев эллинизированных и «просто» евреев!
А если вспомнить о последних словах семи сыновей Ханы и о кличе, с которым евреи, пришедшие на хупу дочери Мататияґу, сына Йоханана, кинулись брать штурмом дворец греческого наместника, то связь праздника Ханука с молитвой «Шма Исраэль» можно считать визуализированной. |