Глава четвертая. Месяц элуль.Нехама
и тшува
Месяц элуль, в котором мы находимся, целиком и полностью связан с
понятием тшува.
Дополнительным указателем на внутренний смысл текущего времени являются
недельные главы, читаемые после Девятого Ава. Все они связаны общей тематикой Ґафтарот
– семь недель утешения. Получается, что месяц элуль диктует близость понятий
тшува и нехама. Попробуем определить – в чем она?
Начнем с понятия утешение. В качестве примера используем «методику»
утешения скорбящих. Если вы знали умершего, то все ваше утешение будет
сводиться к «перечислению» его заслуг и подчеркиванию важности того места,
которое занимал ушедший в жизни скорбящего. Подобная тактика, примененная для
утешения потерявшего деньги, дает прямо обратный нехаме результат.
«Сколько, сколько ты потерял? Да на эти деньги можно было бы…, а
еще…, а также…». И утешаемый подобным образом, начинает подумывать о…, не дай бог.
А ведь, когда речь идет о скорбящем, то боль утраты неизмеримо больше…?!
Объяснение – задача утешения вовсе не в изменении самого факта
утраты. Мы не решаем, слава богу, вопросы жизни и смерти. Задача нехамы-утешения
в изменении отношения к факту ухода близкого человека, в перефокусировке.
Взамен концентрации на мысли о безвозвратной утрате, мы перенаправляем мысли
скорбящего на законченность (т.е. успешность) жизненного пути умершего. Недаром
одно из обозначений смерти человека – нифтар – освободившийся… от земного
притяжения материального мира!
Вместо мыслей о непоправимой для нас утрате, - мысли о
завершенности жизненного пути освободившегося. Подобная обратность отношения
является основой для тшувы. Именно совершенное нами непотребство должно стать
побудительной причиной возвращения к Добру! Помните формулу Гайдая из
«Кавказской пленницы»? «Тот, кто нам мешает – нам поможет!». Вовсе не отменяя
реальность произошедшего преступления Закона, мы меняем кардинальным образом
свое к нему отношение.
Энергетическая основа для подобных переворотов присутствует все дни
года. Но именно в дни между величайшей утратой (9 ава) и Началом всех начал
(Шестой День Творения, Рош ґаШана) Творец как бы просит нас вернуться к Нему или, по-другому – утешиться!
|