Праздник будущего
Мы всегда[1] рассматриваем день пятнадцатого ава (Ту бе-ав) как день потенциала, зародыша будущего Рош ґаШана. Попробуем, с помощью Савраньского ребе, увидеть дополнительные грани этой даты. Трактат «Таанит», говоря о «хорошести» этого дня, «приравнивает» его к Йом Кипуру, утверждая, что таких хороших дней нет больше в нашем году. И при всем уважении к мнению мудрецов, невольно закрадывается вопрос – не слишком ли? И ссылки Вавилонского Талмуда на хороводы девушек и, к слову, как всегда в Талмуде «по ассоциации» о будущем хороводе праведников вокруг Вс-вышнего, малоубедительны…, если только не усмотреть в них намек.
Мудрецы утверждают, что единственный день года, «свободный» от обвинителя – сатана, это день искупления. (Заметим в скобках, что объясняет удивительное поведение многих израильтян, в этот день отказывающихся от автомобиля, еды и питья – ецер ґара бездействует!). Чтобы объяснить вовсе необычные у евреев хороводы девушек в белом(!), нам придется соединить Ту би-Шват с Йом Кипуром. Савраньский ребе делает это весьма элегантно, сами посудите.
Пятнадцатое ава свой духовный акцент делает на вечер. Именно тогда, вечером, на сороковой год скитаний по пустыне, евреи окончательно убедились, что девятое ава – день смерти для поколения пустыни – закончился. До полнолуния (середина лунного месяца – пятнадцатое число) они сомневались в своих расчетах – быть может, девятое ава еще не наступило?! Но появление лунного ошария доказало – девятое ава позади!
Йом ґа Кипурим, наоборот, свой апофеоз связывает с днем, в особенности с его окончанием. Вот и получается удивительное соединение вечера и дня в одни полные сутки без «приступов» ецер ґара. Именно отсутствие этого вездесущего элемента нашей жизни и позволяло девушкам безнаказанно привлекать юношей!
Но рядом (в трактате «Таанит») помянутый хоровод праведников, замыкающий круг времени этого мира, позволяет рассмотреть еще одну грань Ту бе-ава. Раби Ґешель из Апты предлагает увидеть в названии этого дня пятнадцатую букву еврейского алфавита (Ту – значит пятнадцать – тет – девять, а вав – шесть. Ну, а «ав» – это алеф-бейт – алфавит). И конечно, пятнадцатая буква нашего алфавита – самех – кружок[2].
И мы можем, вслед за моим учителем, прийти к удивительному выводу: Пятнадцатое ава – это день, когда будет построен Третий Храм, когда замкнется круг времен. Если все еврейские праздники связаны с данными нам в прошлом возможностями, этот, тщательно «законспирированный» день – Праздник нашего будущего! Йом ґа Кипурим – это день исправления 17 тамуза – день Дарования вторых Скрижалей. День Ту бе-ав – это день исправления Девятого Ава – промаха разведчиков. И когда Девятое Ава станет праздником – Пятнадцатое Ава станет его Седьмым Днем!
[1] Смотри «Путешествие по еврейскому календарю», часть вторая, глава третья, «Ту би-шват».
[2] Подробнее об этой букве – «Учеба. ІІІ год».
|