Обычай устраивать молочную трапезу в Шавуот
Существует множество объяснений этого обычая. С некоторыми из них мы уже знакомы[1]. Вот еще три «от» ребе из Саврани.
Сказали мудрецы «нет радости без вина и мяса» (Трактат «Псахим», 109:1). В День Дарования Торы радость настолько большая, что не требуется никаких материальных причин для ее увеличения. И отсюда отказ от мяса, подчеркнутость нематериальности причины нашей радости в этот День.
Как известно, праздник Шавуот очищает Израиль и дарует ему абсолютную безвинность («Бааль ґаТурим» к нед. гл. «Пинхас» со ссылкой на Трактат «Рош ґаШана» Йерушалаймского Талмуда). Отсюда можно сделать вывод об исправлении Дарованием Торы и «сына мерзавца» из Пасхальной Ґагады. А молоко (кальций в нем содержащийся) необходимейшее средство для восстановления его «стертых[2] нами зубов»!
В пятидесятый день Исхода Вс-вышний дарит Себя Израилю. Этот величайший из подарков подразумевает, естественно, возможность принятия. А наше восприятие весьма ограничено, увы. Отсюда утверждение мудрецов: «всякое место, где ты обнаружил величие Вс-вышнего, ты нашел Его скромность». Молоко, это суженная до размеров восприятия теленка пища. В переводе с языка символов – Синайское откровение, это раскрытая на уровне нашего максимального восприятия Его бесконечная любовь.
[1] Смотри «Путешествие по еврейскому календарю», «Весна», «Праздник Шавуот»
[2] Как сказано в Ґагаде: «а ты притупи его зубы»
|