Четверг, 21.11.2024, 20:56
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Эйха"

Эйха

 

Наша следующая тема достаточно неожиданная и связана с Девятым Ава. В каком смысле, неожиданная? Мы, к сожалению, в последнее время достаточно редко открываем текст, читаем и комментируем. Сейчас мы это сделаем. Как обычно выглядят наши уроки, более-менее продвинутые? Это мидраши, некий кусочек, как сейчас была недельная глава Пинхас и вопрос – почему? И вот это удивительное выражение мериват га эда, т.е. распря общины. Из чего я и сделал заголовок «Община распри».

Девятое Ава, и мы это учим в «Трех китах», Эйха, и мы помним четыре главы книги Эйха. Книга Эйха, это пророк Йирмияґу, но это не пророческая книга, а книга мудрости. Т.е. сама по себе вещь удивительная. Не то чтобы нет равных, но обычно, как царь Давид или царь Шломо выступают только в одной категории. Нет, и царь Шломо и царь Давид были пророками. Но пророческих  книг не писали. Ну, не удостоил их Вс-вышний такой чести. И наоборот, Йехезкель и Мальахи, Йешаяґу писали только пророческие книги. Не потому, что не были мудрецами, не дай Б-г. И в этом смысле, Йирмияґу, удивительное исключение.

Обычный, нормальный еврейский пророк. И есть книга Йирмияґу вовсе не маленькая и, уж конечно, не малозначимая. Но чего не замечается у остальных пророков, чтоб не сглазить, сорока восьми? Пророк Йирмияґу написал совершенно не пророческую книгу. Книгу Эйха. Помните, как мы удивлялись, только еврею могло прийти в голову такое название «Как?» И я хочу поговорить о ее третьей главе.

Что мы с вами учили о книге «Эйха»? То, что христиане называют «Плачем Иеремии»? Шесть раз алфавит, каким образом в четырех главах шесть раз? Очень просто, в третьей главе – трижды, т.е. три предложения на алеф, три предложения на бет. Все же остальные начинаются стандартным словом эйха. Эйха яшва бодад, эйха юам загав, эйха. Три эйха. И мы с вами помним, буква алеф, буква бет. Нам все это сейчас не важно. Потому что в следующий раз, Девятого Ава, когда будем читать эту книгу, вы обратите внимание на то, на что я внимания не обращал, пока не начал читать комментарий.

Три главы, первая, вторая и четвертая, они, действительно, вопрос «как?» Как мы дошли до жизни такой? Третья глава не начинается словом эйха. Она начинается, в каком-то смысле, противоположным словом. Слово «как» подразумевает попытку пророка умом, без пророческого ответа Всевышнего, умом своим ответить на этот вопрос, как мы дошли до жизни такой. Третья книга, и она выделяется, я уже сказал, там три предложения, там три раза алфавит, начинается с невероятного слова, со слова ани – я. Слово не очень такое популярное в среде пророков и праведников. Напоминаю, этим словом пользовался небезызвестный господин Бильам. Неум ґагевер стум ґааин ани – это пророк Йирмияґу, чтоб вы не сомневались. И сейчас мы обнаружим, что в третьей главе пророк Йирмияґу вообще не задает вопрос «как?» И он такое говорит…

Я буду читать сразу русский перевод. Это не принципиально, потому что я к словам придираться не буду вообще. Понятно, что то, что вы сейчас услышите, это пшат. И потому слова мне менее важны. Русский перевод в данном случае, дает адекватное представление о пшате. Поскольку нам нужен только пшат, а вопросы к нему у нас будут такие, что… И в чем прелесть? В том, что я этого не замечал, пока не наткнулся на комментарий.

Первый вопрос уже прозвучал. Книга Эйха, это книга «Как»? Это плач. Как же получается, что мы сидим, как покинутое животное… И вдруг… Давайте почитаем, а потом начнем разбираться. Итак, я читаю. «Я муж», и у меня первый вопрос – эта буква «Я» меня убивает. В особенности в книге, которая называется «Как?» Понимаете, «Как?», это потрясение человека, который видит эти ужасы и который хочет нас, в конечном итоге, как-то воодушевить. «Я муж, видевший бедствия от бича гнева Его». Сама постановка вопроса, пока еще, в книгу укладывается. Я свидетельствую об ужасе, который я чувствую, а не только наблюдаю.

«Он повел меня», а это уже начинает напрягать, потому что если до сих пор вопросы пророка Йирмияґу были о народе, об ужасе, который постиг этот народ, лишив его Храма и т.д. то слово «я» не просто так здесь звучит. «Вс-вышний повел меня и ввел во тьму, а не во свет». Это что, претензия? «Лишь против меня обращает Он снова и снова руку свою весь день». Немного похоже на определение. Мудрецы здесь чуть-чуть смягчают и говорят, здесь не нужно понимать «меня», хоть он и говорит, как бы про себя, но от имени всего страдающего Израиля. Но суть же от этого не меняются, это претензии. «Лишь против меня обращает он снова и снова руку свою весь день». В том смысле, что на народы мира Вс-вышний так не реагирует. Ну, дал раз по голове, а тут же все время! «Состарил плоть мою и кожу мою, изломал кости мои». Это обвинительное заключение. «Выстроил Он против меня и окружил меня горестями и невзгодами».

Вопрос – а почему это не может быть просто констатацией факта?

Это обвинительное заключение. Это обвинение. Вс-вышний милостивый, а мог сделать не так. «Водворил меня во мрак, как давно умершего. Обнес меня оградой, чтоб не мог я выйти. Отяжелил оковы мои». Это констатация знаете, какого факта? Это называется без надежды. Вопрос – если такое пророк пишет, то что мы должны были сказать? Понимаете, я, когда это читал, обычно Девятого Ава, уже тридцать лет, я все время интерпретировал для себя, что это он не про себя. И так и мудрецы говорят. Ну, хорошо, даже если «Я» здесь имеется в виду, не «я» – Йирмияґу, а «я» – Йирмияґу – один из всех, и все это чувствуют. Так хорошо, не Йирмияґу обвиняет Всевышнего, Израиль обвиняет Вс-вышнего, уже легче стало.

Слушайте дальше. Ситуация ужасная, Вс-вышний вовлек меня во мрак и нет выхода! Но один выход есть всегда, это молитва. Слушайте про молитву. «Даже если вопию я и взываю о помощи, не дает Он дойти молитве моей». Это конец. Дело не в том, что чисто в материальном, духовном, моральном смысле все безысходно. Но есть одна вещь, о которой мы всегда говорим, что даже если меч уже на твоей вые, то все равно молитва. «Не дает он дойти молитве моей. Тесаными камнями заградил он пути мои». Тесаные – в том смысле, что приготовленные. Не естественными, а приготовленными камнями, подогнанными друг к другу. Тесаными, т.е. пригнанными. Что это замысел Его получается. Его замысел включает, чтобы молитва не доходила. «Искривил Он стези мои». Это Он все сделал, это Он во всем виноват.

А теперь начинается самое главное – «стал Он для меня медведем в засаде». Я не обсуждаю сейчас образ. Я беру самый пшат. «Стал Он для меня медведем в засаде, львом в укрытии». Вы понимаете, что это значит? Что Вс-вышний изначально сел в засаду, чтоб меня терзать. Вы понимаете, о чем идет речь? Йирмияґу задает вопрос всех вопросов – в чем смысл того океана крови? И не только еврейской, вообще крови? Это же замысел Всевышнего! Богдан Хмельницкий в замысле Всевышнего. И кому нужен такой Вс-вышний?

Вопрос – ученые нашли возможность в коже человека заменять протеин и пули не пробивают.

С точки зрения науки, уже два месяца тому назад в Гарварде объявили, что есть нановзвесь. Обнаружили химики, хотя это чисто физическая вещь. Делают прямо в корыте, как мне объяснили технологию нановзвесей. Это частицы на уровне 1,5-2 молекулы в диаметре, т.е. очень маленькие частицы, потому и называют наночастицы. Их придумали уже лет двадцать назад. И в Гарвардском университете два месяца назад объявили, идея очень простая, чтоб эти частицы реагировали на магнит. Понимаете, вводим в кровь и магнитом тянем их куда надо. Куда надо? Наэлектризовываем – дает большую кинетическую энергию, они выжигают только то, что нужно выжигать. Привели туда, где раковая опухоль. Никаких химий. Ничего гадкого, нагреваем, они выжигают эту опухоль. Но это фигня. Они сказали, что им удалось сделать нановзвесь, которая будет чистить, ведь главная проблема человечества не рак, а сердечно-сосудистые заболевания. Они будут чистить сосуды. То есть уже есть взвесь, которая очищает сосуды от всяких жировых и прочих гадостей. Это значит, что вопрос двух-четырех лет до применения. И нет инфарктов.

Вернемся и прочитаем дальше. «Извратил пути мои, истерзал Он меня, сделал меня предметом ужаса». Это же исторический факт. Госпожа Мадлен Олбрайт, став министром иностранных дел США в возрасте шестидесяти одного года, узнает, что она еврейка по папе и по маме. Это не ее выбор. Это выбор ее родителей, евреев из Чехословакии, которые сказали, что их дочь будет избавлена от этой самой  пресловутой еврейской судьбы.

Они просто наивные, они не знали, что избавиться нельзя. Тем не менее, это говорит уже пророк Йирмияґу, что «Он сделал меня предметом ужаса». И не только сам пророк Йирмияґу, это весь Израиль говорит. Дальше: «натянул он лук свой, а меня поставил мишенью для стрелы». Вы слышите? «Пронзил он почки мои стрелами из колчана своего». Представляете, не просто поставил мишенью! Он его пронзил! Послал стрелы. «Стал я посмешищем всего народа моего».

Только на секундочку представить себе, как относится Израиль после катастрофы к пророкам. Нет, Йирмияґу кричал, но она произошла же! И кому нужен такой Б-г, если его пророк такой? Кому это нужно? «Накормил Он меня горечью досыта, напоил Он меня горечью. Заставил он меня искрошить щебнем зубы мои, вываляться в пепле. И лишилась покоя душа моя. Забыл я о благоденствии». Теперь вывод:  «И подумал я, пропала жизнь моя». Но этого мало: «И надежда на Всевышнего». Т.е. снова Вс-вышний … Ашема нет, Ашем сейчас появится, т.е. речь идет об очень, очень страшном. Дальше почему-то «и подумал я – пропала жизнь моя и надежда на Г-спода». И вдруг: «вспомни о горе моем и страдании моем, которые полынь и отрава. Непрестанно помнит и поникла во мне душа моя. Вот что я отвечаю сердцу моему, на что надеюсь». Вот это уже странно.

Что значит, надеюсь? Только что сказал пророк Йирмияґу, что надежды нет, все пути закрыты. И даже молитву Вс-вышний не пропускает. И эта фраза будет ключевой. Это очень странный переход от полного отчаяния, причем не понятно почему, на первый взгляд немотивированный переход. Зот ашив альлиби алькен охим, это положу я на сердце мое, что это? Не понятно. «Это положу я на сердце мое, на это уповаю». На что, на это?

И дальше начинается выход из ямы, в которую пророк загнал себя и нас. Хасдей Ашем, в первый раз появляется четырехбуквенное имя Всевышнего. Хасдей  Ашем ло ану, оказывается, милости Всевышнего не прекратились – этот переход непонятен. Все, хуже не бывает. Конец. И вдруг надежда. «Это положу я на сердце и буду уповать». Что ты положишь на сердце? Ведь уже все! Что «милости», и идет четырехбуквенное имя Всевышнего, «не истощились и милосердие Его не иссякнет». «Обновляются они каждое утро, велика преданность ваша?» «Вс-вышний, снова имя милосердия, удел мой, говорит душа моя. Поэтому буду я надеяться на него». Вопрос понятен. Пророк говорит ужасающие вещи, низводит нас в самый низ. Просто уже все. Конец, безверие. И вдруг, не закончились милости, появляется четырехбуквенное имя, наконец суд закончился, все в порядке. Что произошло?

Для нас ключевые слова зот ашив альлиби ляшем охим. И понятно, что нам нужен мидраш. Мидраш использует достаточно большой по размеру пример, это Ялкут Шимони. Машаль ле атрона ани агедер, начало третьей главы, я муж и т.д.. Амара бешона бе леби амара кнессет Исраэль, сказал раби Иешуа бен Леви, что эти слова, это слова кнессет Исраэль, т.е. общей души Израиля, не только пророка Йирмияґу. Но от этого легче не становится. Это тогда получается не безнадега на личном уровне, это безнадега всего народа. Окей, легче стало.

Машаль ле матрона, матрона, это греческо-римское слово. Которое вовсю используется мудрецами. Матрона, это замужняя дама, в данном контексте жена. Шекаас алеа амелех, на которую рассердился царь, прогнал ее из дворца. Ма аста, что сделала прогнанная жена царя? Ґальха ве цимцима эт панеґа ве амда ме ахарей ґаамуд, пошла, уменьшила лицо свое и стала, скромненько от себя добавляю, за колонной. Очень интересные образы. Кше ґамелех овер, а царь проходит и смотрит. Там настоящее время очень важно. Не проходил, а проходит и смотрит на нее, настоящее продолженное неопределенное время. Сказала ему  адони ґамелех ках яфе ли – вот так достойно меня. Обратился к ней царь и сказал – и чего ты достигла в своем непослушании? На что отвечает ему жена – что, вот так мне подходит? Так должна выглядеть жена царя? Сказал ей – сама виновата. На что отвечает Израиль Всевышнему – не приняла тебя другая женщина, а только я.

Что отвечает ей царь? Всех остальных я не выбрал. Нет, говорит она ему, ты ходил по всяким дворам и хотел. Это когда Вс-вышний предлагал Тору всем. Тут очень интересно обыгрывается два уровня. Вы понимаете, или только мы согласились, или Он отменил всех остальных и выбрал нас. Или это наша заслуга, или Его заслуга. Так решите. И дальше идет объяснение.

О чем этот мидраш? Начало. Изгнание еврейского народа в галут заставляет нас уменьшиться, что само по себе не плохо. Дальше Вс-вышний все время проходит и смотрит. Проходит и смотрит, проходит и смотрит. Ждет вопроса. Дожидается его. Мы говорим – вот так должна выглядеть жена царя? И Он отвечает, сами виноваты, Я вас за дело выгнал. Но мы же были единственные, кто Тебя взял. Нет, это Я всех остальных забраковал. Нет, отвечает Израиль. Ты же ходил по другим, выбирал, а только я на Тебя согласилась.

Во-первых, этот спор мы учили. Мы говорим Всевышнему наасе венишма. Но Вс-вышний заставляет нас, отбирает у нас выбор. О чем идет речь? Если Вс-вышний выбирает нас за заслуги, то мы всегда учили, что заслуги можно исчерпать, следовательно, Вс-вышний  выбирает нас не за заслуги. А за что? И почему нас? И ответ существует только на уровне Всевышнего, Он делал выбор. С нашей точки зрения, вещь необъяснимая, потому что выбор всегда должен иметь причину. В данном случае выбор без причины. И потому мы, как всегда говорим, что они оба правы.

Вопрос – а зхут авот не является причиной?

Нет, потому что, как объяснили христиане давным-давно, мы исчерпали зхут авот, и поэтому они новый Израиль – «Нью Москва», а мы «старые Васюки». Если бы речь шла о заслугах праотцев, то эту заслугу мы не достойны получить. Это то, что всегда говорил господин Арафат. И ответ здесь двойственный. Есть точка зрения жены, нас выбрали, ибо мы достойны, только мы захотели, только мы были готовы. Это правда. Но сам по себе выбор был, потому что Вс-вышний забраковал остальных. Таким образом только по Ему известным критериям, для нас это не причина, остальных Он забраковал.

Итак, постановка вопроса, как мудрецы объясняют, что это значит, ани ґагевер ядати, так начинается третья глава, я муж, познавший несчастья. И весь этот страшный спуск, вплоть до того, что мы мишень, что Вс-вышний заранее приуготовил. Я хочу сослаться на рава Арие Каплана и на его книгу для начинающих, там, где он говорит о необитаемом острове, на который посылают разведчиков – прогрессоров, если использовать Стругацких. Для того, чтобы поднять «облико морале русо туристо». И вопрос – что будет с разведчиками?

Фильм совершенно не кошерный, но те, кто посмотрели… Спартак, кровь и песок. Там показываются детали жизни этих римлян. Мне нужна всего одна деталь – общественный туалет. Он действительно был общественным, т.е. посреди базарной площади, центральной, мужчины и женщины, поднимая тоги, садились на дырочки. Не буду продолжать. И в этом мире жили евреи, по божественным законам, понимаете. У евреев была скромность. Как вам объяснить. Вы же помните, что греки не просто так дефилировали голышом. Это их философия, это их подход к жизни. И есть этакие мерзавцы евреи, у которых, простите, скромность, которые одеваются не как все. Один вопрос – как там можно было жить и быть человеком в этой обстановке? Ведь евреев не поселили на необитаемом острове. И манну с неба не отпускали. Это значит, что евреи в этих городах должны были держать лавки и с этими римлянами торговать.

Поймите, один из вопросов, который задаст сейчас царь – жена, как ты могла сохранить мне верность в такой ситуации? Как можно оставаться человеком, когда вокруг Греция, Рим и т.д.? Нам тяжело сегодня представить, потому что мы живем в западном мире, где какие-то вещи уже стали понятны. Что у ребенка должны быть и папа и мама, стало понятно. Но сколько тысячелетий заняло это понять?

Подведем итог. С точки зрения мидраша, пророк Йирмияґу, говорящий от имени общееврейской души, не совершает ничего крамольного. Мало того, Вс-вышний, по мидрашу, Он ходит и смотрит. Он сам напрашивается, потому что ситуация действительно ужасна.

Объясните мне историческую судьбу еврейского народа. Только не надо мне объяснять – сами виноваты. Это не объяснение, потому что, так Вс-вышний говорит – сами виноваты. Что она отвечает? Неужели это подходит жене? Я понимаю, что сами виноваты, но твое достоинство? Тьфу на мое достоинство, но Твое достоинство? И потом, все-таки, я единственная, кто на Тебя согласилась, другие же нос воротили.

Не в смысле, что Ты виноват, а я права, но в смысле, что по всему, по всему получается, что Ты виноват, а я права. И будь любезен, ответь, где я не права в своих рассуждениях? И ответ будет – конечно права, но из этого суп не сварить. Для чего пророк Йирмияґу спускается в самый низ? Чтобы задать вопрос в острой форме, естественно. Потому что вопреки рациональным ответам, что это мы виноваты.

Помните, я говорил, что про Богдана Хмельницкого я не рассказываю, не хватает душевно-духовных сил. Но откройте и почитайте про Катастрофу, тоже хватит. И попытки сказать, что они это заслужили, извините мне и не только мне, извините. Вспомните Иова и трех его друзей. Чем занимаются эти друзья по отношению к Иову? Говорят, что он заслужил. Не бывает ничего незаслуженного у Всевышнего. Что скажете, бывает? Не бывает. А что говорит про них Вс-вышний? Что они мерзавцы. Человек страдает, а они ему рассказывают, что все по заслугам? Браво! Имея таких друзей, и врагов не надо.

Во-первых, в отличие от Иова, вопросы легитимны. В чем ужас Иова? В том, что он вопросы не задавал. Это они ему пытаются рассказать, что все рационально, все правильно, что Вс-вышний не ошибается. Вопросы надо задавать, если вам больно, надо кричать. И Йирмияґу не просто кричит. Он кричит во всех трех главах. В третьей он не кричит. В третьей он говорит. Простите, Ты что делаешь? Ты поставил меня мишенью? Ты хочешь облагородить весь мир, а евреи лакмусовая бумажка, тоже понимаю. Но есть же предел, совесть тоже надо иметь! И предел есть, сейчас увидим.

Что мы выучили до сих пор? Что вопросы надо задавать, и любые вопросы. И ответ есть. Ответы могут быть неприятными, ответы могут быть нехорошими, но они есть. Еще одно место в фильме «Разговоры с богом», в конце фильма, он уже такой лектор преуспевающий и книги продает. Дает лекцию, а лекция прямо в магазине. И тут тетенька подходит и атакует: «Мой сын трагически погиб в пятнадцать лет, и ты мне рассказываешь, что Б-г такой». А он дает ей пророческий ответ – твой сын, если бы дожил до шестнадцати лет, он убил бы папу, маму, и слава Б-гу, что его забрали в пятнадцать. Этот ответ может дать только пророк. Но суть не в этом.

Суть, во-первых, в том, что надо задать вопрос, потому что само по себе задавание вопросов, как мы учим, это и есть вера в Б-га. А когда вопросов не задают, веры нет, это первое. Второе – как мы объясняем в Пейсах, задавание вопроса есть утверждение, что ответ есть. А иначе, зачем вопросы задавать? Тогда вопросы риторические. Это Амалек и все, что мы учили. Так вот, ответ существует не на философском уровне, вот, что я пытаюсь сейчас сказать. Ответ существует, помните, я начал читать, что есть милости и они не прекратились. Это не ответ, что все будет хорошо. Есть совершенно конкретный ответ. Та же самая ситуация, только муж не отправил жену из дворца, а сам уехал. И дальше начинают приходить соседки и говорить: «Ты что, дура? Да не вернется он. Ты и есть дура». И открывает жена ктубу и начинает читать, что я тебе и это, и это, и то. И когда муж возвращается, говорит – как ты дождалась? И ответ не: «Как я выжил, будем знать только мы с тобой, просто ты умела ждать, как никто другой». Ответ: «А я заходила домой от этих соседок, открывала ктубу и читала». Вот так и ждала.

А теперь ответим с помощью продолжения мидраша на вопрос, что послужило причиной переворота для пророка Йирмияґу, что «положил» он «на сердце свое» и из-за чего «и буду уповать»?

Рав Аба бар Каґана от имени раби Йонатана сказал: «На что это похоже? Женился на госпоже царь и написал ей в ктубе множество дорогих обязательств. Оставил ее и отправился в заморскую страну. Вошли соседки ее к ней и стали издеваться и говорить: «Оставил тебя царь и уехал за море и больше не вернется к тебе».

Ситуация в комментариях не нуждается. По крайней мере, наши «соседки» христиане и мусульмане не забывали «приходить к нам». А что нас утешало?

«Вздыхала она и плакала, но из-за того, что входила к себе домой, доставала и открывала ктубу и видела, и читала в ней множество драгоценностей, сразу утешалась». Наконец, царь вернулся и сказал ей: «Дочь моя, я удивлен, как ждала ты меня все эти годы? Ответила ему: «Господин мой, царь, если бы не ктуба с множеством (драгоценностей), то уничтожили бы меня соседки мои».

Мудрецы не ограничиваются примером и переходят к «прямой речи»: Так народы огорчают Израиль, говоря им: «Ваш Б-г скрыл от вас лицо свое и убрал присутствие Свое, и больше к вам не вернется… И оттого, что входят в йешивы и дома собраний (входят к себе домой!) и читают Тору и написанное «и откроюсь Я вам, и умножу Я вас, и буду находиться среди вас», то утешаются они». Завтра, когда наступит Геула, скажет Вс-вышний Израилю: «Сын Мой, удивляюсь Я вам, как ждали вы Меня все эти годы? И они ответят Ему: «Владыка Мира, если бы не Твоя Тора, то давно бы уничтожили нас народы».

Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (03.08.2014)
Просмотров: 1667 | Теги: девятое ава, Эйха | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [255]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Геула Моше израиль Египет Пурим Шабат рига ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы