Аґарон и промах тельца
«… народ, сделавший тельца,
которого сделал Аґарон»
(Шмот, 32:35)
Мудрецы, объясняя участие Аґарона Коґена в промахе тельца, используют притчу (машаль): «Задумал царский сын ограбить сокровищницу отца. Предложил ему министр помощь. «Я, – сказал он, – сделаю подкоп в сокровищницу, а ты им воспользуешься, вынесешь сокровища». Лишь только начал министр рыть, его арестовали. Сказал ему царь: «Знаю я, что хотел ты спасти моего сына от преступления, и потому награжу тебя, сделав самым близким к себе человеком».
Собственно, иллюстрацией изложенной в притче идеи, и будет следующий комментарий рава Берлина, Воложинского Нацива. В его основе сравнение повеления Создателя из Книги «Шмот» (29:20) и исполнения Его приказа нашим Учителем Моше – «Ва-йикра» (8:23,24):
«И зарежешь барана, и возьмешь из крови его, и дашь на мочку уха Аґарона и на мочку уха сыновей его – правую, и на большой палец их правой руки, и на большой палец их правой ноги»[1]
«И зарезал, и взял Моше из крови его и дал на мочку правого уха Аґарона и на большой палец его правой руки, и на большой палец его правой ноги.
И приблизил сыновей Аґарона, и дал Моше из крови на мочку их правого уха, и на большой палец их правой руки, и на большой палец их правой ноги».
Очевидное несоответствие приказа – очередность – сначала мочка уха Аґарона, а затем мочки его сыновей – исполнению – выделенность Аґарона, Волошинский Нацив связывает с изменившимся статусом Аґарона ґаКоґена. По мнению рава Берлина, до золотого тельца Аґарон и его сыновья имели статус коґенов, и старший брат Моше был первым среди равных. Но после создания тельца Аґарон приобретает статус коґен гадоль и оказывается выделенным из среды коґенов. Следствие – изменение в порядке помазания, совершенное нашим Учителем Моше.
Но теперь возникает вопрос – мы всегда учили[2], что поступок Аґарона, «сделавшего» тельца, – ненаказуем, ибо вынужден, но чтобы награда – высокое звание коґен гадоль??!
Как мы помним[3], Моше жертвует собой «сотри меня из Книги Твоей», уничтожая возможность того, что Израиль будет не детьми Авраґама, Ицхака и Яакова, а потомками Авраґама, Ицхака, Яакова и Моше! Чем и заслуживает (реализует) категорию вечность – нецах, делая Пятикнижие Моисеевым (не имеющим отношения к Моше, целиком божественным, со «стертым» именем). Аґарон делает[4] больше – он «делает» тельца, навсегда связывая свое имя с промахом золотого агнца, лишь бы тот не назывался – тельцом Израиля!
Самопожертвование (убирание себя – нецах!) нашего учителя дает, в результате, вечность – имя Моше «стерто» в Торе, но сама она названа Моисеевой! Качество, реализованное Аґароном – ґод – величие – способность «сделать» вечность «руками» внутри времени. И пока существует время, телец называется именем Аґарона, который не просто убирает себя, а связывает свое имя с самым страшным из преступлений, промахом, лежащим в основе любого послеСинайского Зла!
По мнению раби Лейви Ицхака из Бердичева, именно поступок Аґарона делает ответ Моше ангелам, возражавшим против Дарования Торы людям, – победой Израиля над ангелами!!
Перейти на стр. 1
[1] О символике мочки уха и больших пальцев смотри тему «Неопасные связи», «Есть такой сюжет».
[2] Смотри «Знакомьтесь – еврейство», часть вторая.
[4] Моше, это слово, а Аґарон – дело!
|