Кипурим в дни Избавления
Сказано в Торе о дне Кипурим (ויקרא טז,לד) - закон вечный. И будет это вам вечным законом , искупать на сынов Израиля от всех промахов раз в год. Мудрецы благословенна их память выучили исходя из этого стиха что день Кипурим останется так же и в будущем.
“Все праздничные даты должны в будущем отменится, а дни Пурима не отменяются никогда. Сказал Раби Элазар: дни Кипурим не отменяются никогда, как сказано - “И будет это вам вечным законом”. Комментаторы обсуждают данный вопрос, что имеется ввиду под отменой праздничных дат в будущем и что особенного в Пуриме и в дне Кипурим которые останутся навсегда.
Сказал Раби Давид бен-Соломон ибн Аби-Зимра что эти мидраши говорят о днях Избавления, когда умножится добро радость и счастье, и все дни будут проникнуты этим и равны, как будто бы отменены праздничные даты и нет разницы между ними и буднями. По его словам особенная радость праздничных дат не будет тогда выделятся на фоне будних дней, но не будет отменено ограничение дня Кипурим, так как радость перед днем Кипурим подчеркнет смирение (пост) этого дня.
Два многошерстных
Маараль из Праги так же описывает особенность дня Кипурим и его связь с Избавлением. Значение этого дня подобно возрождению. Те кто умерли возвращаются к жизни как с самого начала. Так в день Кипурим, человек который согрешил и был приговорен к смерти - возвращается к жизни. А этот принцип действует не только по отношению к верхнему (духовному) миру. В день Кипурим приносили в жертву двух многошерстных животных (козлы). Вс-вышний брал промахи Израиля и перекладывал на Эсава. Как сказано и “вез многошерстный козел на себе все грехи”, и сказано “многошерстный это никто другой как Эсав” - “он Эсав брат мой волосатый человек”.
День Кипурим символизирует, что ОН Благословенный перекладывал наказание с Якова на Эсава. В этом также значение Пурима, то что хотел Аман, потомок Эсава, сделать Мордехаю (потомоку Якова), Святой Благословен ОН перенес на Амана. И был уничтожен Аман потомок Эсава.
Поэтому сказано, что Пурим и день Кипурим не исчезнут и не будут отменены, так как два этих праздника аннулируют силу Эсава приходящую в этот мир. Источник этих праздников находится с высшем мире - и они не отменяются даже во время оживления почивших.
Пост в будущем
Йом Кипур действительно остается и в будущем, но возможно, отмечать его будут действиями приносящими удовольствие. Так разяснено в книге Тикуней Зоар (תיקון כא נז,ב): Пурим назван по имени дня Кипурим, так как в будущем он будет приносить удовольствие. Смирение этого дня будет изменено на удовольствие.
И действительно уже было такое раз, что не постились в день Кипурим, когда радостно отмечали открытие первого Храма. “В тот год не выполнили евреи предписания дня Кипурим, и были встревожены этим очень”. Раздался голос с Небес и сказал им: “Вы все приглашены для жизни в грядущем мире” (מועד קטן ט,א).
Раби Цадок из Люблина написал по этому поводу (פרי צדיק' חלק ה), что имеется ввиду не отменена поста, но будет отменен запрет, для смирения тела, носить в день Кипурим кожаную обувь.
Он задает вопрос, но как так случилось, что евреи не постились в тот год?
Они что забыли, не дай Б-г, о выделенности дня Кипурим ? В будущем ,считает Раби Цадок, останется в этот день смирение постом - нельзя будет пить и есть, но запрет обувать кожаную обувь будет отменен.
Так в чем же причина, что евреи один раз не постились в этот день?
Они подумали что наступило время Исправления, Король Шломо это Машиах и нет больше места смирению в день Кипурим не пить и не есть. Но потом поняли, что это не так. Окончательное Избавление еще не наступило, и нужен пост искупить день, что не постились.
Менахем Брод |