Воскресенье, 22.12.2024, 04:28
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Ашер Рохбергер "И еще о Хануке"
Должны ли харедим читать Галель в Хануку?


РаМБаМ начинает главу о законах Хануки с краткого исторического объяснения победы Маккавеев над греками: «Во время Второго Храма, когда греки ввели антиеврейские законы, и не давали заниматься Торой и соблюдать заповеди, и грабили их, и забирали их дочерей, и вошли в Храм, и осквернили его, и стало евреям очень тяжко и горько от них, пока не смилостивился над ними Творец, Бог отцов их и избавил их от греков и спас их, и дал силу Хасмонеям-священникам над греками, и убили их, и спасли еврейский народ от них,  и поставили царя из коэнов, и вернулось царство в Израиль больше чем на 200 лет до разрушения Второго Храма". В этой галахе РаМБаМ не упоминает  чудо с маслом, и оно будет упомянуто лишь в следующей галахе, и, по крайней мере, с точки зрения РаМБаМа чудо с маслом вторично чуду военной победы над греками. Это не только мнение РаМБаМа, но и мудрецов Талмуда, а так же кодификаторов галахи, живших после него и вследствие этого, мы произносим специальную вставку о чудесах, в молитве и в благословлении после еды.

Когда РаМБаМ упоминает о восстановлении царской власти в Израиле больше чем на 200 лет, он прекрасно знает, что по-крайней мере часть из правящих царей не были большими праведниками (и это еще, мягко говоря). Как пример можно привести царя Яная, правнука основателей династии Хасмонеев, убившего мудрецов Сангедрина. Через какое-то время его бывший раб, Ирод вновь уничтожает мудрецов и не только их. Так же нужно помнить, что была очень серьезная проблема с тем, что коэны захватили царскую власть (здесь не место приводить все доводы за и против в этом вопросе, на самом простом уровне проблема есть). В любом случае, несмотря на все отрицательные явления, которые были во времена хасмонейской династии, РаМБаМ считает, что все равно надо произносить галель в память о ней.

В наше время мы, слава Богу, вновь удостоились восстановления еврейской государственности и мудрецы поколения отцов основателей государства, подобно их предкам, которых в МАОЗ ЦУР мы называем Бней Бина, постановили о необходимости чтения галеля в День независимости. В то же время, к сожалению, есть немало религиозных людей, для которых День независимости ничем не отличается от других дней в году. При этом можно поспорить, какой из видов еврейской государственности был более проблематичен - наш или хасмонейский. И я думаю, что любой человек, знакомый с обоими историческими периодами, согласится, что хасмонейский период был гораздо проблематичнее.
В свете всего вышесказанного, возникает вопрос: для того, кто не готов произносить галель в День Независимости Израиля, не является ли благословение перед галелем в Хануку напрасным?

                                          Ханука- это навсегда

В наших источниках (в том числе в книге рава Йосефа Каро "Магид мейшарим") неоднократно упоминается высказывание наших мудрецов о том, что в будущем "все праздники будут отменены, кроме Хануки и Пурима". Возникает вопрос, как такое может быть? Ведь известно, что все заповеди Торы, включая все, что касается праздников, даны нам навечно. В чем тогда смысл этого отдельного обещания мудрецов относительно Хануки?
РиДБаЗ (Рабби Давид Бен Зимра), живший в то же время, что и рав Йосеф Каро, объясняет что, безусловно, речь не идет о том, что не дай Бог будет отменена какая-либо заповедь Торы. Речь идет о том, что в будущем положение еврейского народа настолько улучшится и он будет пребывать постоянно в такой радости и благоденствии, что сотрется разница между обычными и праздничными днями. И в том, что праздники не будут отличаться от будней, заключается идея мудрецов, что они как будто бы будут отменены. При этом особая радость сохранится лишь в праздниках Ханука и Пурим.

Так же в респонсах РАШБА, раздел 97, он пишет, что смысл вышеупомянутого высказывания мудрецов заключается в том, что это обещание Творца, что даже если  все другие праздники не дай Бог отменятся из-за многочисленных бед, которые может испытывать еврейский народ в изгнании, то в любом случае, Ханука и Пурим не забудутся и не отменятся  ни в одном из поколений

 

 

Откуда взялась суфгания?
 

Как известно, суфгания является традиционным ханукальным блюдом. Считается, что само слово было создано Давидом Елиным в 1869 году. Он добавил окончание Я к существовавшему в языке Мишны слову суфган упоминаемому в трактатах КЕЛИМ и ХАЛА и обозначающему хлеб из мягкого теста, подобный губке.
По мнению мудрецов Талмуда, обычай есть в Хануку блюда, жаренные в масле, подобно суфганиёт или латкес, предназначен, чтобы помнить о чуде с горшочком масла.
Существует комментарий, который приписывают рабби Маймону, отцу РаМБаМа, в котором он упоминает обычай есть  суфганим в Хануку  "...прославлять чудо, которое сделал для нас Творец в те дни  и распространился обычай делать суфганин или как их называют на арабском аль-сфиндж...".

При этом все же не забывайте сколько калорий содержать в себе суфганиет, чтобы не пришлось до следующей Хануки сбрасывать то, что набрали в эту.

                             Об этимологии термина Хасмонеи ( Хашмонаим)

В Ханукальной вставке в молитве "о чудесах" мы говорим, что чудо Хануки было "в дни Матитьягу сына Йоханана первосвященника-Хасмонея и его сыновей", а что значит Хасмоней? Как всегда на вопрос есть больше чем один ответ.
Рав Йосеф Каро в "Бейт Йосеф" приводит два мнения:

По одному из них, это название его рода, а по другому - значение этого слова обозначает знатность.
Есть мнение, по которому происхождение хасмонеев было из города Хэшнон в Иудее, упоминаемом в книге Йошуа, а другие считают, что их происхождение было из города Хашмона упоминаемого в недельной главе Масъэй.

Тема эта остается открытой уже не одну сотню лет и вряд ли когда-либо мы узнаем, какое из мнений правильное.

 

 

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (04.12.2013)
Просмотров: 1762 | Теги: Рашба, День независимости, Галель, Еврейские праздники, РаМБаМ, Ханука, хасмонеи, Йосеф Каро, Пурим, Ридбаз | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [255]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Геула Моше израиль Египет Пурим Шабат рига ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы