К главе «Масаэй» и новомесячью «Ава».
Горький вывод
«Так как в городе-убежище
будет он находиться
до смерти первосвященника»
«Бемидбар» 35:28
Автор комментария «Остатки приближения» видит в этом предложении возможность понять сказанное мудрецами в Трактате «Йома» (9:1). Сказал раби Йоханан: В чем [смысл] сказанного («Мишлей» 10:27): «Трепет перед Вс-вышним добавит дни, а годы мерзавцев будут укорочены»?
«Трепет перед Всевышним добавит дни» – это Первый Храм, стоявший 410 лет, а в нем действовали только восемнадцать первосвященников. «А годы мерзавцев будут укорочены» – это второй Храм, стоявший 420 лет, а действовали в нем более трехсот первосвященников. Отнимите из 420 сорок лет работы Шимона Цадика, восемьдесят лет Йоханана Горканоса, десять лет работы Ишмаэля бен Фоби, а так же одиннадцать лет [первосвященства] раби Эльазора бен Харсам, и получится, что на каждого из остальных придется, в среднем, меньше года [420-40-80-10-11=279] работы».
Из этой гмары следует не только неправедность первосвященников периода перед разрушением Второго Храма, но и объяснение «случайных» смертей в период существования Первого Храма.
Праведность первосвященников, работавших в Первом Храме, продлевала дни евреям, которые должны были умереть от руки «нечаянного» убийцы. Ведь срок «отсидки» такого «слепого орудия» (а так же его близких и Учителя) был огромен!
Неправедность же первосвященников, работавших во Втором Храме «упрощала» работу Создателя и становилась причиной укорачивания для заслуживших «случайную» смерть в период Второго Храма.
От себя добавлю историческое наблюдение. Более ста последних лет (от взятия Иерусалима Гнеем Помпеем) Второго Храма первосвященниками становились в результате политических игр. Отсюда краткость их трудовой вахты – до первого Йом Кипура. Вопрос ко всем нам: что давала встреча с Творцом, если за нее были готовы платить прекращением своего земного существования?! Теперь представляете себе, какие ощущения дарил Храм (даже Второй)?
Вывод по мальчику Мотлу*: «Нам хорошо! Мы сироты [без Храма]».
*Для ровесников. Можно вспомнить читаемого всеми евреями СССР графомана Фейхтвангера. В его романе «Иосиф Флавий» появляются внутренние переживания последнего первосвященника – пленного в лагере Веспасиана.
Если понравился комментарий, все книги и лекции рава на сайте mmgitik.com
#Тора #Гитик #иудаизм |