Царь Давид и праздник Дарования Торы
Обычно имя царя Давида связывают с праздником Дарования Торы весьма естественным способом – Давид, сын Ишая, родился и умер в Шавуот. Но, как известно, у евреев просто так не бывает. И мы попробуем, с помощью наших мудрецов, заглянуть за очевидно-естественное, дабы обнаружить бесконечную глубину Торы. В данном случае, нам потребуется хрестоматийно известный мидраш из Трактата «Брахот» о смерти царя Давида.
Ангел смерти не мог исполнить свою функцию – Давид, сын Ишая, все время учился. Тогда, раскачав дерево и создав шум, он оторвал царя Давида от Торы и… «финита ля комедиа». Для раскрытия смысла этого мидраша отметим его «смысловые шероховатости». Предыдущий Савраньский ребе задает следующие вопросы к простоватому восприятию мидраша. Каким образом изучение Торы препятствует смерти? Разве не известны случаи смерти праведников, до последнего не расстававшихся с учебой?! Вспомните, хотя бы, уход раби Шимона бар Йохая!
И потом, что это за детская уловка – шум, отвлекся и… умер?! Неужели любой вынужденный перерыв, ну, чихнуть уже нельзя?!
Савраньский ребе (его первый йорцайт сразу за праздником Шавуот) основывает свой комментарий на утверждении мудрецов – изучение Торы продлевает человеческую жизнь. Погружение еврея в Тору, выводит его за рамки биологического существования, и царь Давид с его постоянным добавлением к отпущенным ему семидесяти годам, делал «своевременную» смерть невозможной.
Его поведение (погружение в Тору) «колебало» дерево соединения Добра и Зла, убирало границу между этим миром и следующим[1]. Шум, вызванный Давидом, сыном Ишая, привел его к самопожертвованию. Царь Давид позволил ангелу Смерти прервать его земное существование ради незыблемости законов нашего мира - коридора в мир следующий.
[1] Именно об отношении к Древу Жизни, следующему миру, изучению и любви к Торе, судится человек в праздник Шавуот – «мир судится в плодах Дерева»!
|