Тора для всех
Недельной главе «Балак» среди проклятий Билама, ставших благословлениями, есть стих (Бемидбар 24, 5) «Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэйль!».
Рабби Хаим Бен Атар, более известный в еврейском религиозном мире, как Ор аХаим аКадош, день смерти которого отмечался 15 тамуза (2 июля), комментирует этот стих следующим образом. Речь тут идет о том, что в еврейском народе есть люди, которые назначают время для изучения Торы и люди, полностью посвятившие себя Торе. Относительно тех, кто назначают время для изучения Торы, Билам говорит - как прекрасны шатры твои, Яаков.
Из выше приведенного стиха и комментария к нему, мы видим, что Тора принадлежит всем, и Творец благословляет и тех, и других. В другом стихе Торы сказано (Дварим, 33,4) "Закон заповедал нам Моше, наследие обществу Яакова".
По мнению рава Мордехая Элиягу, ни у кого нет права на монопольное владение или понимание Торы, и никто не может утверждать, что из-за того, что он много учил Тору, обязаны следовать его галахическим постановлениям. Кроме того, тем кто поддерживает мудрецов Торы запрещено выставлять это на показ, а человеку, изучающему Тору постоянно, запрещено хвастаться этим перед теми, кто занимается этим периодически. Такой человек так же не имеет право говорить, что он более важен, поскольку он учится в йешиве, и что его йешива лучше, чем какая-либо другая.
Билам в своей попытке проклясть наш народ, пытался коснуться именно этого момента и разрушить нашу особенность, заключающуюся в том, что есть и те, кто занимается Торой периодически и те, кто посвящают ей всю свою жизнь. Но Творец, превратив проклятие Билама в благословение, показал, что Ему нужны и важны и те, и другие.
Почему Балак, а не Билам?
Недельная глава, которую мы читали в Шаббат, называется Балак, хотя одно из основных мест в ней занимает не Балак, а Билам. Кроме того, в афтаре на эту главу пророк Миха заповедует ам помнить, что советовал Балак, царь Моава, и что ему отвечал Билам. У нас может возникнуть вопрос- почему же на первом месте Тора ставит Балака, а не Билама? Ведь на первый взгляд Билам гораздо хуже. Балак всего лишь советовал ему проклясть наш народ, но Билам был тем, кто пытался осуществить это на практике. Можно даже утверждать, что сам по себе Билам никогда бы не стал этого делать.
По мнению р. М.М. Шнеурсона (7-го Любавического Реббе), это должно научить нас следующему: когда один человек советует что то другому, он не должен себя убеждать в том, что он «всего лишь» советует и совет его это только лишь произнесенные слова, а тот, кому он дал совет, он его осуществляет на практике. На самом деле это не так, и основная ответственность за действия человека, последовавшего такому совету лежит на советчике, а не на исполнителе, так как именно его совет был выполнен.
Кстати, широко известный запрет Торы (Ваикра 19, 14) «… и пред слепым не клади претыкания…» распространяется не только на физические препятствия перед физически слепыми, но так же и на сознательно данные неправильные советы, которые могут навредить другому человеку.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/191834.html |