Пятница, 29.03.2024, 00:21
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Ашер Рохбергер Ки Таво "О важности благодарности"

14780MКи Таво

О важности благодарности

Наша нынешняя недельная глава «Ки Таво» начинается с описания церемонии приношения в Храм первых плодов. Помимо самого акта приношения плодов, центральное место церемонии занимает то, что человек должен произнести (Дварим 26, 3-10): « И приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: "заявляю я ныне Г-споду, Б-гу твоему, что я вошел в ту землю, которую Г-сподь клялся отцам нашим дать нам". И возьмет священник корзину из руки твоей, и поставит ее пред жертвенником Г-спода, Б-га твоего. А ты возгласи и скажи пред Г-сподом, Б-гом твоим: "Арамейцем – скитальцем был отец мой и спустился в Египет, и проживал там с немногими людьми, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. Но худо поступали с нами Египтяне и притесняли нас, и возлагали на нас работу тяжкую; И возопили мы к Г-споду, Б-гу отцов наших, и услышал Г-сподь голос наш, и увидел бедствие наше и труды наши, и угнетение наше. И вывел нас Г-сподь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел нас на место это, и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. А теперь вот принес я первые плоды земли, которую дал Ты мне, Г-споди!" ». Не случайно этот отрывок является частью пасхальной аггады, поскольку Тора учит нас благодарить за те чудеса, которые Творец совершил для нас в прошлом и продолжает совершать до сегодняшнего дня.

Пример исхода из Египта, наверное, один из наиболее значимых в нашей истории и мировоззрении, в том числе и относительно того, что касается нашей благодарности Творцу. Если мы вспомним три первые египетские казни, то их особенностью является то, что Творец повелевает Моше : «Скажи Аарону», чтобы тот совершил их. С чем это связано? Дело в том, что   Моше был обязан проявить чувство благодарности относительно Нила. РаШИ объясняет в своем комментарии на Шемот 7,19, что «река (Нил) защищала Моше, когда он был брошен в нее и поэтому он не производил сам ни казнь с кровью, ни с лягушками». Относительно казни со вшами, РаШИ в своем комментарии на Шемот 8,12 приводит мнение мудрецов Талмуда о том, что и эта казнь не была совершена Моше, т.к. «земля защищала Моше, когда он убил египтянина и закопал его в песок».

Из этих примеров мы видим, что у нас есть обязанность проявлять благодарность, даже к объектам неживой природы, у которых с одной стороны нет свободы выбора, а с другой стороны они бы не чувствовали что-то, если бы казни проводились самим Моше. И, несмотря на это, человек должен чувствовать, что он не имеет права вредить тому, что приносит ему пользу. Как сказано в трактате ВТ «Баба Кама» (92) «Не бросай предметы в колодец, из которого ты пил».

Тора стремится развить в нас качество благодарности даже по отношению к неживой природе, для того, чтобы мы понимали, насколько тем более важно проявлять благодарность к окружающим и еще более важно - благодарность к Творцу. По мнению мудрецов, в Мидраш аГадоль, «Каждый, кто проявляет неблагодарность к своему ближнему - проявит неблагодарность к Всевышнему».

По мнению мудрецов, Моше был избран вывести еврейский народ из Египта благодаря тому, что обладал качеством благодарности. В Теилим псалом 24 (3-4), сказано: «Кто (достоин) взойти на гору Г-сподню и кто – стать в месте святом Его? (Тот), у кого чисты руки и непорочно сердце, (кто) не склонял к суете души своей и не клялся ложно». По мнению мудрецов в Мидраш Шемот Раба, раздел 4 «Кто сможет подняться на гору Господню? Тот, у кого есть следующие качества, и все они были у Моше. Тот, у кого чистые руки - это Моше, как сказано (Бемидбар 17) «Ни одного осла у них»…У кого непорочное сердце – это Моше, который не пошел исполнять повеление Творца до тех пор, пока не выяснил что ему предстоит сделать… Кто не склонял в суете души своей- это душа египтянина, поскольку Моше убил его лишь после того, что увидел что тот делает и знал, что в соответствии с законом он достоин смерти. И не клялся ложно, это Моше, который поклялся Итро, что не уйдет от него без его согласия. И перед тем, что пошел выполнять миссию Творца, пошел к своему тестю Итро и тот снял с него эту клятву». Мы видим, что за то, что Моше проявил благодарность, относительно Итро, он был удостоен вывести еврейский народ из Египта.

На входе в наши дома висят мезузы, тексты которых содержат упоминания о выходе из Египта. Еврейские мужчины накладывают тфилин, в которых тоже упоминается выход из Египта. В Шаббат мы совершаем церемонию кидуша и тоже вспоминаем о выходе из Египта и в благословлении после еды упоминается выход из Египта. Почему же так важно вспоминать так часто выход из Египта, произошедший тысячи лет тому назад? Ответ тут простой- благодарность. Творец вывел нас из Египта и привел в «страну, текущую молоком и медом» и за это мы благодарны Ему.

Царь Давид перед смертью велит своему сыну Шломо проявить благодарность к Барзилаю Гиладскому, который проявил милосердие к Давиду, когда тот бежал от Авшалома (Первая книга Царств 2,7): «А сынам Барзиллая Гиладитянина окажи милость, и пусть будут они среди тех, кто ест за столом твоим, ибо с тем и они пришли ко мне, когда я бежал от Авшалома, брата твоего».

К сожалению, есть немало и противоположных примеров. Первый из них, это ответ Адама, в котором он обвиняет свою жену в ошибке с деревом (Брейшит 3, 12): «И сказал Адам: жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел». Вместо того, чтобы благодарить Творца за то, что Он дал ему жену, он во всем обвиняет её (знакомо, неправда ли?). Пророк Иешайагу увещевает народ, говоря (Иешайагу 1, 2-3) «Слушайте, небеса, и внимай, земля, ибо Г-сподь говорит: сыновей взрастил Я и возвеличил, а они восстали против Меня. Вол знает владельца своего, а осел – ясли хозяина своего; (а) Йисраэйль не знает (Меня), народ Мой не разумеет». Пророк ставит в пример еврейскому народу животных, умеющих проявлять благодарность    (любой, у кого есть домашние животные, это знает).

В начале 29 раздела книги Дварим, Моше описывает все, что сделал Творец для еврейского народа в Египте и в пустыне, но при этом вынужден с горечью заметить (Дварим 29,3) «Но не дал вам Г-сподь сердца, чтобы разуметь, и очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать, до сего дня». В трактате ВТ «Авода Зара» лист 5, объясняют мудрецы, что Моше намекает народу, что они проявили неблагодарность по отношению к Творцу. Это выражалось в недовольстве манном, подобно Адаму, который обвинил свою жену во всем, что произошло.

В чем особенность заповеди приношения первых плодов? Можно было бы ожидать, что приносящий первые плоды будет перечислять все те блага, которые сотворил для него Творец, от момента посева, до сбора урожая. Однако ничего подобного мы не находим. Вместо этого, как мы уже видели в стихах (5-9), идет упоминание о том, что было в нашем прошлом. Приносящий первые плоды может делать это в Храме через сотни и тысячи лет после исхода из Египта и прихода в Землю Израиля, при этом он говорит с Творцом, как часть еврейского народа и вспоминает те милости и блага, которые совершил Творец со всем народом. Это учит нас, что еврей не должен пытаться создавать «прямую линию» общения с Творцом, базирующуюся только на событиях и потребностях его личной жизни. Такой подход может привести к тому, что такой человек может перестать воспринять себя частью общества.

Мидраш «Танхума» на начало нашей недельной главы говорит о том, что: «Видел Моше в пророческом видении, что Храм в будущем будет разрушен и прекратится приношение первых плодов, поэтому он установил для (народа) Израиля три ежедневные молитвы.» (имеется ввиду молитва АМИДА). Какая связь между молитвами и принесением первых плодов? Во время молитвы мы не просим что-либо для себя, а для всего народа (кроме определенных дополнительных вставок): о собрании рассеянных, о возвращении судей, о строительстве Иерусалима, и.т.д. Таким образом, молитва помогает нашему народу ощутить, что он является единым целым и служить Творцу, как народ, и в этом молитва заменяет приношение первых плодов, которое выполняло ту же цель.

Дай Бог, чтобы мы удостоились и как народ, и как индивидуумы исполнять сказанное в Теилим (Псалом 92, 2): « Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, Возвещать утром милость Твою, и верность Твою – ночью».

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/176899.html
Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (11.09.2014)
Просмотров: 1491 | Теги: исход из Египта, первые плоды, Ки Таво, Благодарность, храм, Моше | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы