Евреи, будьте осторожны
Значительная часть недельной главы «Мишпатим» посвящена вопросам, которые подпадают под общее определение «соблюдение техники безопасности»: поведение быка, убийство по халатности, открытая яма, нанесение неумышленных телесных повреждений. Помимо упоминаемых выше тем, в Торе есть еще несколько мест, например в книге «Дварим», где упоминается обязанность соблюдения техники безопасности «заповедь о заграждении на крыше дома». Это еще раз подтверждает высказывание мудрецов о том, что в Торе есть все.
Таким образом, получается, что все, что касается соблюдения или несоблюдения любых видов техники безопасности - на производстве, быту, противопожарной, правила дорожного движения и.т.п.- это соблюдение или несоблюдение заповедей Торы, а не «просто» законы государства, подпадающие под определение «таканот цибур» или «дин мелех». Да, я хочу сказать именно то, что вы прочитали. Приведу несколько примеров:
Водитель (еврей), пересекающий сплошную белую линию на скорости 150км\ч, не только нарушает правила дорожного движения, но и заповедь из торы. Поскольку если не дай Бог такое его поведение приведет к аварии со смертельным исходом, то он будет считаться убийцей по халатности. К этому же относится возвращение в переполненной машине, после празднования Лаг Баомер с горы Мерон водитель которой в лучшем случае всю ночь пел и плясал (а то еще и пригубил, причем не колу). К сожалению, такие случаи были, это не выдумка.
Еврей, переходящий улицу вне пешеходного перехода, держа в руках Гмару, в Бней Браке или в Иерусалиме нарушает несколько прямых заповедей Торы. Может так и ходил его прадедушка в местечке, но и тогда он рисковал попасть под лошадь.
Еврей, работодатель, не позаботившийся о том, чтобы его работник знал и соблюдал технику безопасности, в результате чего работник как-то пострадал, тоже нарушил заповедь Торы.
Еврей, владелец крупной собаки, который поручает её выгул маленькому ребенку, и непонятно кто кого при этом выгуливает и ясно, что в случае чего, ребенок собаку не удержит.
Когда во время каникул в ешивах ребята выходят куда-нибудь погулять в районе Мертвого моря или Голан, не взяв с собой воду, примерно так часа полтора до захода солнца, когда желательно это делать за час до восхода солнца - та же халатность.
Оставлять зажженные свечи в суке, в которой спят маленькие дети (такой случай был в Офакиме лет так 13 назад) и в результате двое детей заживо сгорели - из той же серии.
Несколько месяцев тому назад в одном из строительных проектов компании «Гинди» в Хадере обвалились несколько новеньких балконов. Слава Богу, обошлось без жертв. Проверка установила, что в бетоне, из которого они были отлиты вместо 20 полагающихся прутьев арматуры на каждый балкон, было 4. Сэкономили.
Одной из пяти обязанностей отца по отношению к ребенку (по мнению мудрецов Талмуда), является обязанность научить его плавать. Я не знаю, как это было в далеком прошлом, но если мы говорим про сегодняшний Израиль, то значительная часть религиозного населения плавать не умеет. Главы йешив об этом не особо заботятся, хотя сегодня нет недостатка в бассейнах, открытых в разные часы только для мужчин или для женщин. Следствием этого является то, что периодически кто-нибудь тонет или, желая окунуться в источнике, как в микве, или еще как-то соприкоснувшись с водой. Помимо всего таким людям так же не объясняют, что поскольку они не умеют плавать, то от воды им нужно держаться подальше.
Когда подобные вещи делает религиозный еврей, помимо самого действия добавляется еще и хилуль ашем (осквернение имени Всевышнего)
К сожалению, подобных примеров можно привести еще очень и очень много. У читателя может возникнуть вопрос: неужели религиозные евреи не знают Тору? Ответ тут не простой. Во-первых, к сожалению, соблюдение заповедей не обозначает автоматически знание и понимание Торы (передаю слова рава доктора Йоэля Бин Нуна, которые слышал от него несколько дней назад). Во-вторых, хотя декларативно и в теории все конечно скажут, что, безусловно, все заповеди важны и нужны, но на практике, к сожалению, многие подразумевают под этим определенный набор ритуальных заповедей, относящихся в основном к области взаимоотношений между человеком и Творцом.
Творец дал всем нам свободу выбора, мы не биороботы. Каждый человек создан по образу и подобию Творца. Мудрецы говорят, что спасший даже одного человека, подобный спасшему мир, а убивший человека, подобен разрушившему мир. Поэтому, когда мы что-то делаем что-то, связанное с нашей безопасностью, или безопасностью или безопасностью окружающих, обо всем этом важно помнить.
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/ |