Что предшествовало сотворению нашего мира?
Начало недельной главы «Брейшит» описывает сотворение мира. Вместе с тем, в наших источниках есть намеки на то, что было и то, что существовало еще до сотворения мира.
Мидраш на книгу Мишлей (8, 22) говорит нам о том, что: «7 вещей были сотворены до сотворения мира: Тора, Престол славы Творца, Храм, раскаяние (тшува), ган эден (райский сад), гееном (ад) и имя Машиаха.
Тора, как сказано в Мишлей (8, 22): «Г-сподь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони».
Престол славы Творца, как сказано в Теилим (93, 2): «Утвержден издревле престол Твой, испокон веков Ты».
Храм, как сказано в пророчестве Ирмиягу (17, 12): «Место святилища нашего, престол величия, возвышено изначально».
Тшува, как сказано в Теилим (90, 2-3): «Прежде, чем родились горы, и создал Ты землю и вселенную, и от века до века – Ты Б-г! Доводишь Ты человека до изнеможения и говоришь: "Возвратитесь, сыны человеческие!».
Ган Эден, как сказано в Брейшит (2,8): «И насадил Г-сподь Б-г сад в Эйдэне с востока, и поместил там человека, которого создал» (на иврите имеет место быть игра слов МИКЕДЕМ это и с востока и заранее и, исходя из этого, и учат, что райский сад был посажен до сотворения мира).
Гееном, как сказано в Йешайагу (30, 33): «Ибо готово со вчерашнего дня место сожжения, и для царя готово оно, углублено и расширено; огонь в костре его и дров много; дыхание Г-спода, словно поток серный, горит в нем.»
Имя Машиаха, как сказано в Теилим (72, 17): «Вечно пребудет имя его, доколе (светит) солнце, вечно будет имя его, и благословятся в нем все народы, назовут его счастливым» (имеет место неправильный перевод на русский, когда дословный перевод - ранее солнца (до солнца) Янон будет имя его». Янон это одно из имен Машиаха.
Так же в трактате ВТ «Псахим 54» упоминаются эти же явления, но в несколько измененном порядке.
Другой мидраш в сборнике Брейшит Раба (1,4) дает другую интерпретацию явлений, сотворенных до нашего мира. «Шесть явлений предшествовали сотворению мира, некоторые были сотворены, а некоторые существовали на уровне Божественной идеи.
Были сотворены Тора и Престол славы Творца. Тора, как сказано в Мишлей (8, 22): «Г-сподь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони» и Престол славы Творца, как сказано в Теилим (93, 2): «Утвержден издревле престол Твой, испокон веков Ты».
Праотцы (Авраам, Ицхак и Яааков), еврейский народ, Храм и имя Машиаха, существовали на уровне Божественной идеи. Праотцы, как сказано Ошеа (9, 10): «Как виноград в пустыне нашел Я Йисраэйля, как первый плод смоковницы в начале созревания ее увидел я отцов ваших; а они пришли в Баал-Пеор и предались сраму, и стали мерзкими, как того возжелали».
Еврейский народ, как сказано в Теилим (74,2) «Вспомни общину Свою, (которую) издревле приобрел Ты, спас Ты колено наследия Своего, эту гору Цийон, на которой обитаешь Ты».
Храм, как сказано в пророчестве Ирмиягу (17, 12): «Место святилища нашего, престол величия, возвышено изначально».
Имя Машиаха, как сказано в Теилим (72, 17): «Вечно пребудет имя его, доколе (светит) солнце, вечно будет имя его, и благословятся в нем все народы, назовут его счастливым» (имеет место неправильный перевод на русский, когда дословный перевод - ранее солнца (до солнца) Янон будет имя его». Янон это одно из имен Машиаха.
Рабби Аава сын рабби Зеира сказал, что так же и тшува, как сказано: Тшува, как сказано в Теилим (90, 2-3): «Прежде, чем родились горы, и создал Ты землю и вселенную, и от века до века – Ты Б-г! Доводишь Ты человека до изнеможения и говоришь: "Возвратитесь, сыны человеческие!», но я не знаю, что было раньше - предшествовала ли Тора престолу славы или предшествовал престо славы Торе».
Сказал рабби Аба Бар Каана: «Тора предшествовала престолу славы, как сказано «Мишлей «(8,22)
«Г-сподь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони». И этот стих предшествует стиху из Теилим(93, 2) «Утвержден издревле престол Твой, испокон веков Ты».
Рабби Хуна и Рабби Йеремия от имени рабби Шмуэля бар рабби Ицхак сказали: «Мысль о еврейском народе предшествовала всему, т.к. если бы Творец не ожидал, что после 26 поколений живших от сотворения мира будет создан еврейский народ, который получит Тору во время Синайского откровения, он бы не писал в Торе «Заповедуй сынам Израиля, скажи сына Изораиля».
По мнению Арэля Сегаля вышеупомянутые явления из Мидраша в книге Мишлей, намекают нам на 7 этапов окончательного избавления еврейского народа - Геула.
Тора – раскрытие качеств Творца, проявляемых через имена в Торе
Престол славы - Храм подготовит еврейский народ к раскрытию Творца в мире и даст им возможность различать между истинным пророчеством и лжепророчеством.
Храм - соблюдение галахи индивидуумом, подготавливает его к получению божественного изобилия и святости, а соблюдение галахи еврейским народом, подготавливает его к строительству Храма.
Тшува – стремление к Тшуве и к возвращению соблюдения заповеди в Эрец Исраэль.
Ган Эден – национальное возвращение в Эрец Исраэль и превращение пустыни в плодородную землю.
Гееном - несчастья и беды, происходящие как в физическом, так и в духовных мирах, которые характеризуют период, предшествующий приходу Машиаха (Хевлей Машиах.
Имя Машиаха - начало пробуждения к окончательному избавлению в нашу эпоху, намек на приход времени окончательного освобождения.
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/195189.html |