Что общего между Пуримом и Йом Кипуром?
Известно высказывание рабби Леви Ицхака из Бердичева о том, что Йом Кипур подобен Пуриму. Имеется ввиду, что спасение еврейского народа в дни Пурима было напрямую связано с Йом Кипуром. Эту идею рабби Леви Ицхак развил на основе комментария рабби Йонатана Ибшица на свиток Эстер.
В начале свитка Эстер упоминается что:
«В третий год царствования своего устроил он пир … – ста восьмидесяти дней» (Мегилат Эстер 1,3-4).
А после этого упоминается: « А по истечении этих дней устроил царь для всего народа, что был в крепости Шушан, от мала до велика, семидневный пир на садовом дворе царского дворца»(Мегилат Эстер 1, 5)
Мы знаем, что евреи того поколения участвовали с удовольствием в пире Ахашвероша. Комментаторы указывают, что Ахашверош считал годы своего царствования от месяца Нисан, подобно царям Израиля. Поэтому и пир свой он начал в первый день месяца Нисан. Если мы отсчитаем 180 дней от начала месяца Нисан, то окажется, что они заканчиваются в третий день месяца Тишрей. В этот же день , третьего тишрея, Ахашверош устраивает семидневный пир для жителей города Шушан, в котором участвуют евреи, не послушавшие предупреждение Мордехая.
Поэтому у них не было заслуг, которые могли бы их спасти от «окончательного решения еврейского вопроса», предложенного Аманом.
Однако же, в седьмой день пира, выпавший на десятое тишрея, Йом Кипур, все евреи пошли в синагоги и не участвовали в пире Ахашвероша, и в седьмой день ни один из евреев не участвовал в пире Ахашвероша. Поэтому у ангелов появилась возможность защитить еврейский народ перед Творцом, и Он проявил к еврейскому народу свое милосердие. Проявление милосердия было в том, что Он испортил радость Ахашвероша и вынудил его убить Вашти, благодаря чему Эстер стала царицей, а еврейский народ спасся от полного уничтожения.
Отсюда мы видим, что благодаря соблюдению Йом Кипура, евреи спаслись в Пурим. |