«Варшава» или «Берлин»? «Варшава» ближе. Так же, как и
в географии. Поэтому я направляюсь туда. Заведение, как и следовало
ожидать, переполнено в этот час. Светское общество. Главным образом —
полунесовершеннолетние, зелёная молодёжь. Букет очаровательных девушек. И
среди них — по крайней мере десяток Бриджитт Бардо. Инстинкт
подсказывает мне, что мой объект — вряд ли среди тех, кто увлекается
мороженым. Под звуки музыки пересекаю зал. Это не моя музыка. И к
лучшему — некогда отвлекаться экскурсами в прошлое. Прежде всего дела.
Спустившись по лестнице, заглядываю в бар. Затем —
соседнее помещение. Мне нужно разыскать Жанну. Лучше всего было бы
написать этакий небольшой плакатик. Но, когда ты разыскиваешь девушку по
каштановым взбитым волосам, бледно-розовой губной помаде и модному
бежевому пальто, приходится обратиться к интуиции. Или к официантке.
На мой вопрос официантка глазами показывает мне столик в углу. Так вот она, Жанна. Наконец-то. И к тому же совсем одна.
Я подхожу и отодвигаю стул.
— Занято, — сухо замечает девушка.
— Вижу, но готов примириться, — усаживаюсь я удобней.
— Я позову официантку, — грозится Жанна.
— Прекрасная идея. Рюмка коньяку в такую сырость будет очень и очень кстати. Но давайте сперва поговорим.
— Я с незнакомыми не разговариваю.
— Ну, что ж, познакомимся и, как знать, может быть полюбим друг друга. Я, между прочим, из милиции.
Жанна рывком вскидывает голову, но тут же придаёт
себе безразличный вид. Справедливости ради следует признать, что она
действительно привлекательна. Не сказать, чтобы Венера Милосская. Скорее
уменьшенный, карманный формат. Но в этом чуточку бледном лице с
капризно вздёрнутым изящным носом и капризно изогнутыми губами есть своя
прелесть. О глазах я не говорю: они, как зеркало человеческой души, в
этот момент закрыты.
— Я искал вас в связи с Мариновым, — говорю я как
можно галантней. — С ним — вы, наверно, уже знаете — произошла вчера
неприятность.
— Я слышала, что он умер.
— Вот именно. И так как я со своей стороны слышал,
что между вами существовала, может быть, чисто духовная близость, я
позволил себе…
Тут мне приходится прервать на полуслове — к нам, что бывает редко в этих местах, подходит официантка.
— Что вам заказать? — спрашиваю я Жанну.
— Ничего.
— Но всё-таки…
— Чашку кофе, — сдаётся она с досадой.
— Чашку кофе и рюмку коньяку.
Затем возвращаюсь к нашей теме.
— Я говорил, что позволил себе отнять у вас сегодня немного времени, так как узнал, что между вами существовала близость.
— Зря теряете собственное время, — хмуро бросает
Жанна. — Никакой близости — ни духовной, ни иной — между мной и
Мариновым не существовало.
— Но он был явно неравнодушен к вам, — осмеливаюсь я напомнить факты.
— Я тоже к тысяче вещей неравнодушна, но неравнодушие
— это одно, а реальность — совсем другое. Маринов хотел жениться на
мне, но — вы сами знаете — для этого нужно согласие двоих.
— И всё же — чтобы такой практичный человек мог питать известную надежду, он должен был рассчитывать на что-то.
— Рассчитывал на мою тётку. Я ему так и заявила: «Раз ты договорился с тёткой — женись на ней и не порти мне больше пейзажа!»
— Со старшими так не говорят.
— Я привыкла говорить, что думаю.
— Это мы сейчас установим.
К нашему столику подходит пара. Это уже не
полунесовершеннолетние, а просто несовершеннолетние, особенно девушка.
Тем не менее они держатся с самоуверенностью светских людей. У парня —
дымящаяся сигарета в зубах и горьковато-пресыщенное выражение человека
подземного мира. Подземного мира Чикаго, например.
Они выдвигают свободные стулья, собираясь без церемоний расположиться за нашим столиком.
— Занято! — отрубаю я.
— Ничего, мы сядем, где не занято, — снисходительно
смотрит на меня человек подземного мира и морщится, потому что
папиросный дым попадает ему в глаза.
— Что, получили? — торжествующим шёпотом спрашивает меня Жанна.
Я только собираюсь доказать, что нет, как рядом с
нами вырастает фигура ещё одного пришельца. Он гораздо старше тех двоих —
ему уже, может быть, все двадцать. Рост у него не ахти какой, но
телосложение хорошее. Физиономия тоже не уродливая: если б не наглые
масляные глаза, право, совсем была бы ничего. Пришелец, видимо, под
градусом.
— Эй, ты, представитель низших классов! — обращается
он к малолетнему. — Ступай, пока тебя не нашлёпала мать. И смотри не
забудь по дороге отвести девочку в детский сад.
Для вящей убедительности он кулаком подталкивает незадачливого кавалера.
— Как вы смеете… — возмущается кавалер, оглядываясь но сторонам.
Но помощи ждать неоткуда. Дым в зале настолько плотный, что вряд ли кто замечает что-либо вокруг.
— Давай сматывай, пока цел! — настаивает старший и
нетерпеливо тянет молоденькую даму за рукав. Девушка вынуждена встать.
Повернув к столику возмущённые, но не очень героические лица, малолетние
отступают.
Победитель небрежно опускается на стул и тут только
замечает моё присутствие. Губы его складываются в
недоуменно-презрительную гримасу.
— Познакомьтесь, — спешит вмешаться Жанна. — Тома Симеонов. Мы зовём его просто Том.
— Пётр Антонов, — сообщаю я. — Можете звать меня просто Пепи.
— Охота ещё знакомиться со всякими, — лениво рычит Том.
Потом поворачивается к Жанне.
— Где ты откопала этого старика?
— Товарищ…
Я трогаю Жанну за локоть. Она умолкает. Но Том, хотя он и под мухой, успевает уловить этот жест и истолковывает его по-своему.
— А, уж и локотки начинаем пожимать…
И неожиданно даёт мне под столом сильный пинок ногой. Ботинок у парня не только острый, но и в достаточной мере твёрдый.
— Я случайно вас не задел? — осведомляется он со сладчайшей улыбкой.
— Ничего, со всякими случается, — наступаю я ему на ботинок всей тяжестью ноги.
Том от боли меняется в лице. Он пытается освободить ногу и, когда ему это удаётся, цедит сквозь зубы:
— Не прикидывайся чурбаном. Выйдем поговорим!
— Я заказал рюмку коньяку, но, чтобы вас не задерживать…
Мы одновременно встаём. Мне, как старику,
предоставляется честь идти к выходу первым. Бросив беглый взгляд через
плечо, я убеждаюсь, что и Жанна, отстав на несколько шагов, движется за
нами следом.
Ночная улица почти пуста. Дождь льёт как из ведра. Не
успеваю я это констатировать, как ощущаю удар в затылок. Разворачиваюсь
и, взяв в железные клещи шею парня, тащу его, как мешок, в соседний
подъезд. Продолжая сжимать ему шею, я прислоняю его к стене.
— Слушай, ты, маленький подонок! Я сказал «чтобы вас не задерживать», но имел я в виду обратное…
— Том, не глупи, прошу тебя! — кричит появившаяся в подъезде Жанна. — Товарищ Антонов из милиции…
Том, делавший тщетные попытки высвободиться из моих объятий, тут же, враз, перестаёт трепыхаться. Я убираю руки.
— Позже не могла сообщить? — бурчит он, потирая шею.
Затем поворачивается ко мне.
— Что ж вы молчали, что вы из милиции? И даже если из милиции, это не значит, что вы можете хватать за локоть мою невесту.
— Ты кем работаешь? — спрашиваю я, не прислушиваясь к его вяканью.
— Я не работаю. Учусь.
— Чему? Сомнительно, чтобы твоей специальности обучали в университете. Ну, как бы то ни было, всё это мы установим в отделении…
— Пожалуйста, не задерживайте меня, — хнычет, как мальчишка. Том.
— Чего ты так испугался — справки? Или, может, она не первая? Может, десятая или пятнадцатая?
— Простите, прошу вас, — повторяет он.
— А ты к тому же ещё и подлец. В спину норовишь ударить. Сейчас я вижу, что у тебя к тому же ни капли человеческого достоинства.
— Какое тут достоинство, — лепечет Том. — Против силы не попрёшь.
— А против кого? Против детей? Или под столом, ногой?
Да ладно, убирайся с глаз долой! Но не строй никаких иллюзий: я тебе
дал отсрочку.
Он поворачивается и покорно, не взглянув на свою
невесту, плетётся назад, к «Варшаве». Жанна, готовая последовать за ним,
нерешительно смотрит на меня.
— Вы останетесь, — говорю. — С вами я ещё не кончил.
— Как у вас быстро испортились манеры…
— Манеры зависят от обстоятельств. С такими типами, как ваш жених, поневоле забудешь о хорошем тоне.
— Пока он мне ещё не жених. Но это не исключено.
Обмениваясь подобными любезными репликами, мы, не сговариваясь, машинально, двигаемся вниз по улице.
— Что вас связывает с этим типом? Вместе, что ли, занимаетесь?
— И это имеет отношение к делу?
— Это имеет отношение к вам. А возможно, и к делу.
— По-моему, каждый хозяин своих вкусов.
— Можно сделаться и их рабом. Когда вы в последний раз были у Маринова?
— Никогда я не была у Маринова. То есть, никогда одна.
— А вообще?
— Раза два заходила с тётей. Послушать, как было бы разумно зажить своим домом, наконец.
— А что это тёте так приспичило выдать вас замуж?
— Очень просто — хотела устроить мою судьбу. А это
был человек с деньгами. Не то, что прежде, конечно, но всё-таки… От
брата из-за границы получал, дачу недавно продал…
— Кроме суммы, полученной за дачу, — он положил её на книжку, — других денег у него не нашли.
— Не знаю. Деньги у него всегда водились. Может, успели обобрать.
— Кто, по-вашему, мог это сделать?
— Не задумывалась. Да и вряд ли бы надумала. Я не инспектор из милиции.
Девушка останавливается и поворачивается ко мне.
— А куда мы, в сущности, идём?
— Вот вопрос, который нам следовало бы почаще задавать себе.
— Я спрашиваю в самом прямом смысле.
— Откуда мне знать? По-моему, к вам… Но, может, вы хотите вернуться в «Варшаву»?
— Да нет. Поздно. Пора домой.
Мы двигаемся дальше.
— Вы всегда так рано возвращаетесь?
— Как ни странно, да.
— Нет, почему же невероятно? Вчера вы тоже вернулись рано?
— Вчера я вообще не возвращалась.
— А где вы были?
— Вашим вопросам нет конца. И к чему вам такие подробности?
— Эта подробность мне нужна. А ещё она нужнее вам. Вы не слыхали слова алиби?
Жанна вскидывает на меня глаза и тут же опускает их: на тротуаре лужи.
— Алиби, насколько мне известно, бывает необходимо человеку, которого в чём-то подозревают, — медленно говорит она.
— Ну, что ж, пусть будет так. Где ж вы были вчера вечером? Вы, конечно, уже придумали ответ?
— Ночевала у подруги.
— Когда вы говорите, по возможности называйте фамилии
и адреса, — терпеливо объясняю я. — Формализм, но ничего не поделаешь. И
не забывайте, что всё немедленно будет проверено. До мельчайшей
подробности. Включая и упомянутую подругу.
— Вы ужасны, — вздыхает девушка. — Я была вчера у Тома.
Меня передёргивает. Не от признания, а от ливня,
который вдруг обрушивается на нас. Налетающий порывами ветер колеблет
плотную пелену дождя, светящуюся вокруг уличных фонарей и мутную в тени
высоких зданий, но одинаково мокрую и тут, и там. Жанна быстро
раскрывает зонтик.
— Идите сюда, — приглашает она.
— Спасибо. Терпеть не могу зонтов. Особенно дамских.
— Что за ерунда. Идите, а то промокнете до нитки.
Она по-свойски хватает меня под руку и тянет к себе,
под зонт, а я размышляю о том, до какой степени ослабился страх перед
властью в наши дни. За такие фривольные жесты прежде, бывало,
арестовывали.
Так мы и шагаем некоторое время, и, надо признаться,
несмотря на тесноту, я стоически переношу испытание. И всё же, проходя
мимо дома с эркером, я собираюсь с духом и выдёргиваю руку.
— Давайте переждём здесь. Этот зонтик, право, унижает моё мужское достоинство.
Мы останавливаемся под эркером. Уличный фонарь
бросает блик на красивое лицо девушки. Вокруг низвергаются потоки воды,
похожие на блестящие занавески из бусинок, что вешали прежде в
парикмахерских.
— А сейчас, — продолжаю, — когда мы спаслись,
позвольте вам заметить, что показания такого свидетеля, как ваш Том,
гроша ломаного не стоят.
— Том, — возражает Жанна, — полноправный гражданин.
— Это его качество навряд ли особенно потрясёт следователя. Зато поступки этого гражданина наверняка будут учтены.
Я скашиваю глаза на девушку. Сейчас, в голубоватом
свете фонаря, лицо её кажется ещё более бледным, а губы — ещё темней.
Как будто они накрашены чёрной краской, а не розовой помадой.
— Вы мне не ответили, что вас связывает с подобным
типом, а, может, и с коллекцией таких типов, потому что особи этого вида
обычно держатся стадами.
— Ничто меня не связывает ни с кем.
Тон усталый. Почти безразличный.
— Довольно печальное признание. И капельку лицемерное.
— Я не собираюсь никого убеждать, — роняет она тем же бесцветным тоном.
— Впрочем, из того, что вы сказали до сих пор, это
единственное, что хоть немного смахивает на правду. И всё-таки вы
предпочитаете эту среду, а не какую-либо другую.
— Какой смысл пускаться в объяснения? Вы, видно, специалист по мертвецам, а я пока ещё не мертвец.
— Бросьте это слово. В ваших устах оно звучит ужасно некрасиво.
Девушка смотрит на меня внимательней, словно постепенно пробуждается от сна.
— Если б у вас было хоть какое-то понятие о красивом и
некрасивом, вы давно бы уже покончили со всеми этими ехидными
вопросами, за которыми кроется бог весть что. Неужели вы не можете
понять, что и мне хочется, как всем, сесть за чистый полированный
столик, выпить не спеша кофе, посмотреть на людей и почувствовать, что и
на тебя тоже поглядывают и что ты нравишься. И вокруг чтоб было чуточку
светлей, чем в том старом отвратительном доме, который сам похож на
мертвеца, и чтоб пахло не плесенью, а чем-то чистым, и…
По лицу девушки пробегает дрожь. Я спешу предотвратить кризис.
— Ну, ладно, ладно, не ищите оправданий. Ещё немного —
и вы расплачетесь над своей несчастной судьбой. Час-полтора тому назад я
был в одной из комнат в том же доме, который похож на мертвеца. Там нет
пластмассы и неонового освещения, но в общем обстановка довольно
приятная. Я не говорю уже о хозяине.
Жанна иронически смотрит на меня. Кризис, как видно, миновал.
— И сколько вы пробыли в этом раю?
— К сожалению, очень недолго. Мной уже овладело влечение к вам.
— Потому-то вам и понравилось, что вы пробыли там
недолго. А посидели бы там побольше… — Девушка покашливает и меняет
голос. — «Убери сумку — перепутаешь чертежи». «Будь любезна; не играй
карандашами — это тебе не карты, чтоб раскладывать пасьянс». «Здесь не
трогай». «Там не садись». «Целый месяц не была в кино? Ну и что же, я
два месяца не был и, как видишь, не умираю». «Погулять? Некогда мне
гулять». А вообще-то вы правы — чисто. Даже слишком, по-моему. Чисто, но
мухи дохнут со скуки.
— Может, и скучно, — соглашаюсь я. — Не то, что
делить кусок, пардон, коньяк с настоящим героем. «Давай сматывай, пока
цел!» «Где ты откопала этого старика?» «Не прикидывайся чурбаном!» Лев.
Да только из трусливых.
Девушка чуть заметно улыбается.
— Том не трус. Во всяком случае, до сих пор я за ним
этого не замечала. И не судите о человеке по каким-нибудь двум-трём
фразам. Ваши выражения, между прочим, тоже не всегда изысканны.
— Да, но в спину я никогда не бью.
Жанна делает вид, что не слышит.
— Дождь перестал. Пошли.
Мы выходим из-под прикрытия. Дождь, действительно,
едва накрапывает, и зонтик убран, и вообще нет никаких видимых причин
идти, так тесно прижавшись друг к другу. Но мы тем не менее идём. И не
только по моей вине.
Дует холодный, пронизывающий ветер. Лампы и деревья бросают свет и тень. Но всё это довольно сложно описывать…
— Декабрь… Какой тоскливый месяц, — произносит негромко девушка, словно разговаривая с самой собой.
— Тоскливая погода или весёлая — это зависит от человека — многозначительно замечаю я. — И жизнь, по-моему, тоже.
— Вы думаете, можно наладить жизнь, как ты хочешь? Что-то не верится.
— Мы углубились в философию… Во всяком случае, если
человек не может сам наладить свою жизнь, разумней прибегнуть к помощи
того, кто может её оказать.
— Вы рождены, чтобы быть проповедником.
— Не замечал за собой такой способности. Во мне говорит самый банальный практицизм.
— Да, — вздыхает Жанна. — Найти бы человека, на которого можно опереться…
Она опирается на меня. Я собираюсь ей сказать об этом но потом решаю промолчать.
— Умного и прямого… Настоящего мужчину… И по возможности не очень скучного…
Что ж, я не возражаю. Мы продолжаем медленно шагать. Сейчас за нас говорят наши плечи.
— Скажите, после стольких ваших вопросов можно и мне задать один? — неожиданно спрашивает девушка.
— Разумеется. Почему же нет?
— Вы всегда так обращаетесь с женщинами?
— Как это «так»?
— Как с объектами допросов?
Ого, с глубоко философских тем мы съезжаем теперь на скользкие. Хорошо, что дом уже рядом. Останавливаемся в темноте.
— Для меня и объект допросов — это прежде всего человек, — парирую я удар.
— Вывернулись всё-таки, — смеётся Жанна. — Но так или
иначе я начинаю думать, что вы вовсе не такой ужасный, как кажется на
первый взгляд.
— Конечно. Я просто сентиментальный человек, обречённый заниматься трупами.
— Не знаю, какой вы, но не грубиян, роль которого вы играете.
— Все мы играем какую-нибудь роль. А некоторые сразу несколько.
— Только не я, — возражает девушка. — По крайней мере сейчас, здесь, с вами. С вами мне хорошо.
Момент опасный. Жанна ещё теснее прижимается ко мне.
Рука её случайно неуверенно скользит по моей и берёт меня за локоть,
лицо приближается к моему, ресницы смыкаются. Я тоже почему-то
наклоняюсь к ней. Губы ищут губ, как сказал поэт, не помню какой. За
четверть секунды до поцелуя я вдруг слышу собственный голос:
— Эта помада… И кто только вам сказал, что она вам идёт?
— Нет! — резко отшатывается Жанна. — Вы не играете никакой роли. Вы чистопробный грубиян.
— Неподкупный, моя милая девочка, это точнее, — поправляю я. — Ну беги, а то ещё простудишься. И не сердиться.
Я отечески похлопываю Жанну по спине.
|