Законы шаббата
Работа четвертая: молотить (даш)
1. Работа «молотить» означает отделять съедобную часть плода от кожуры,
подобно тому, как выбивают зерна из колосьев, а также отделять напиток
от того, во что он впитался, или приготовлять из плода напиток, выжимая
маслины и виноград, чтобы получить из них вино или масло. Совершающий
любое из этих действий в субботу ответственен по закону Торы за
нарушение запрета «молотить». Поэтому запрещено отделять горох от
стручков – кроме тех случаев, когда стручки еще мягкие, ведь тогда они
годятся в пищу, и получается, что человек просто отделяет еду от еды, а
это – безусловно разрешено. Но бобы запрещено отделять от их оболочки,
поскольку их оболочка не годится в пищу. И запрещено отделять орехи от
их зеленой кожуры, а также кунжут (сумсум) от его шелухи, поскольку эти
отходы непригодны в пищу.
Также запрещено выжимать плоды или
овощи, заквашенные в водном растворе, – например, засоленные лимоны,
чтобы пить выжатую из них жидкость. И запрещено выжимать их даже в еду, и
уж тем более – в водку или другой напиток. Ведь жидкость, которая при
заквашивании впиталась в плод, до этого уже считалась «напитком» – и
получается, что он отделяет этот «напиток» от того, во что он впитался.
2. Также одежда, замоченная в воде, – поскольку вода впиталась в нее,
выжимание этой воды является производной ра-ботой от основной
«молотить».
3. Именно выжимающий маслины и виноград подлежит за
это ответственности по закону Торы, так как вино и оливковое масло
считаются важными «напитками» и эти плоды принято выжимать во всех
странах. Но дру-гие плоды, которые вообще не предназначены для
приготовления из них напитков, разрешено выжимать и в Шаббат. Но есть
законоучителя, говорящие, что, поскольку человек, выжимающий другие
плоды, все же счи-тает выжатую жидкость «напитком» и выжимает их именно
ради этого «напитка», он тоже ответственен по закону Торы. И поэтому
следует остеречься, чтобы не выжимать никаких плодов. А следовательно,
тот, кто желает выжать лимон, пусть выжмет его на сахар. Ведь, поскольку
сок, который внутри лимона, еще не назывался «напитком», а сейчас он
выжимает его на сахар, который является пищей, а не напитком, – это
вообще не приравнивается к «молотьбе». А сахар, на который выжат
лимонный сок, можно положить в воду. Но Б-гобоязненному человеку следует
остеречься и этого [однако в кодексе Мишна Брура сказано, что этого не
следует опасаться (Мишна Брура, 320, Шаар а-Циюн 27)] – пусть смешает
сок с сахаром в канун Шаббата, а в Шаббат выльет эту смесь в воду.
4. Женщине, у которой в груди скопилось молоко, разрешено сцедить его,
выпустив на землю, но запреще-но сцеживать его в сосуд [Кроме тех
случаев, когда младенец болен и находится в опасности (Хаей Адам, Илхот
Шаббат 14:9). В наше время появились многочисленные заменители
материнского молока, и мно-гие дети привыкли к ним – но есть и такие,
которые отказываются их пить, и поэтому в каждом отдельном случае
следует спросить компетентного раввина, каким образом матери разрешено
поступать с накопившимся в груди молоком (Орхот Шаббат, 4:35/61/).] –
так как тот, кто сцеживает молоко женщины или доит молоко у коровы,
ответственен по закону Торы за нарушение запрета «молотить».
5.
Хлеб, замоченный в жидкости, запрещено выжимать – а есть законоучителя,
даже запрещающие высасывать из него впитавшуюся жидкость губами. Но
жареную пищу, впитавшую в себя много жира, разрешено выжимать даже в
сосуд, ведь жир вначале был пищей и сейчас – тоже пища (а не напиток).
6. Если вино или оливковое масло пролилось на стол, запрещено положить
там ткань, чтобы напиток в нее впитался, а затем выжать впитавшийся
напиток в сосуд, – ведь это работа «молотить». И даже если он не
намеревается выжимать ткань до исхода Шаббата – тем не менее, запрещено:
мудрецы установили этот запрет из опасения, как бы он не выжал в
Шаббат.
Но если вино, масло или другие напитки пролились на
лавку и тому подобные места и стали непригодными для питья, тогда можно
промокнуть их тканью. И мудрецы не запрещают это из опасения, как бы он
не выжал эту ткань, ведь, даже если ее выжмут, запрет Торы не будет
нарушен, поскольку напиток идет на выброс [но, во всяком случае,
изначально запрещено выжимать (Хаей Адам, Илхот Шаббат, 14:12)].
А если пролилась вода, то, как действовать в этом случае, разъясняется далее, в главе, посвященной работе «отбеливать».
7. Запрещено выдавливать медовые соты, даже если они вынуты из улья в
канун Шаббата. Но мед, который вытекает сам по себе, разрешено есть (при
условии, что соты были раздроблены в канун Шаббата). Однако, если
извлеченные из улья соты не были раздроблены в канун Шаббата, запрещено
употреблять в пищу в Шаббат даже произвольно вытекающий из них мед: это
постановление мудрецов вынесено из опасения, как бы он не стал дробить
соты прямо в Шаббат, чтобы мед выходил из них в большем количестве.
8. Запрещено дробить руками снег и лед, для того чтобы из них натекала
вода, так как это подобно выжиманию плодов. Но разрешено положить их в
стакан с водой, чтобы они растаяли сами по себе, и даже измель-чать их
руками в воде разрешено [но изначально лучше устрожить в этом (Мишна
Брура, 318, Шаар а-Циюн, 146)], так как «выжатая» таким образом вода
вообще не различима. И также можно положить сгусток жира на горячую пищу
[но это разрешено только в том случае, если сгусток жира не велик и
растопившийся жир впитается в пищу, а не стечет с нее в сторону так, что
станет заметным (Мишна Брура, 318:105)], хотя он там растает, –
поскольку образовавшаяся из него жидкость не видна, это разрешено. И
разрешено разбивать лед, чтобы омыть руки или попить. Но от того, чтобы
мочиться в снег, лучше остеречься.
Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма».
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: |