О взаимной ответственности.
Одним из отличительных качеств праздника Суккот является единство еврейского народа. Оно символизируется в четырех видах растений, которые мы собираем вместе для исполнения заповеди: этрог, лулав (ветвь пальмы), адас (мирт) и арава (ива). Каждый из этих четырех видов символизирует одну из групп народа, но лишь собранные вместе они составляют единое целое, то есть весь наш еврейский народ, а без любого из них невозможно исполнить заповедь. Другими словами невозможно отказаться от какой-то из частей народа.
В чем проявляется выражение подобной взаимной ответственности в течение всего года? На самом простом уровне это проявляется в помощи ближнему, и добрых делах. Помимо этого одним из очень важных проявлений служит исполнение (или наоборот) заповедей. РаШИ в своем комментарии на ВТ трактат Брахот, 29, отмечает, «что весь еврейский народ отвечает друг за друга в соблюдении заповедей».
В ВТ трактат Сота, 37, мудрецы подробно разбирают этот вопрос: « Рабби Шимон Бен Йеуда из Кфар-Акко сказал от имени раби Шимона: «Любая заповедь, написанная в Торе, скреплена 48 союзами с 603550 людей, стоявших у горы Синай». По мнению Рабби, на основании сказанного выше, получается, что каждый человек из еврейского народа отвечает за всех остальных». Этого же мнения придерживается РаШИ в своем комментарии на этот отрывок.
Из всего вышесказанного можно сделать два вывода: у каждого из нас есть обязанность, исходящая из принципа взаимной ответственности, помогать ближнему соблюдать обязательные для него заповеди, вышеуказанная обязанность распространяется не только на наше окружение, а так же влияет на то, как мы сами исполняем заповеди.
Распространяется ли взаимная ответственность только на соблюдение заповедей или так же на отрицательные поступки? В ВТ трактат Швуот, 38, мудрецы устанавливают что: «И все нарушения Торы взыскиваются с него … учат нас тому, что весь еврейский народ ответственен друг за друга, т.к. была у них возможность протестовать и не протестовали». По этому мнению Гмары, человек может получить наказание за нарушение заповеди, сделанное его ближним, если у него была возможность протестовать, а он этого не делал.
На кого же распространяется взаимная ответственность? Первоначальное предложение, что это касается абсолютно каждого из нас. Вместе с тем, ВТ трактат Шаббат , 54, приводится мнении, что обязанность протеста против неправильного поведения возложена, прежде всего, на духовных и административных руководителей общества: «Каждый, кто мог протестовать против поведения своих домашних и не протестовал - отвечает за это, против поведения жителей его города - отвечает за жителей своего города, против всего мира - отвечает за весь мир». Рабби Ханина приводит в подтверждение этих слов, стих из Йешайагу(3,14) «Г-сподь встает на суд со старейшинами народа Своего и с главами его…». Если министры согрешили, то чем согрешили старейшины? Тем, что не протестовали против министров. Вывод, который можно сделать из этого отрывка: чем больше влияние человека на окружающих его людей, тем больше ответственности лежит на нем. Поэтому, несмотря на то, что обязанность протеста лежит на каждом отдельно, она не пропорциональна и зависит от его уровня и социального статуса.
Помимо уровня личной ответственности, существует и более высокий уровень – уровень общества и уровень власти. Это становится еще более важным и актуальным, когда идет речь о еврейском народе в Эрец Исраэль. Причиной того, что когда мы находимся в Израиле, речь идет о более высоком уровне ответственности являются три фактора: переход от уровня общины к уровню государства требует решения многих новых задач и таким образом растет необходимость во взаимной ответственности. Во- вторых, возможность создать подобную взаимную ответственность становится более доступной, когда еврейский народ живет в своем государстве. В-третьих, Эрец-Исраэль, благодаря своей святости и качествам обязывает нас к более высокому уровню взаимной ответственности. Подтверждение этому мы можем найти в книге Ваикра (18, 26-30) «А вы соблюдайте уставы Мои и законы Мои, и не делайте (ничего) из этих мерзостей – ни туземец, ни пришелец, живущий среди вас, Ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами; и осквернилась земля; Чтоб не изрыгнула земля вас, если вы оскверните ее, как изрыгнула она народ, бывший до вас. Ибо все, которые сделают (какую-либо) из этих мерзостей, души делающих это истреблены будут из среды народа своего. Соблюдайте же закон Мой, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, дабы вы не осквернялись ими. Я Г-сподь, Б-г ваш».
Гмара в трактате Санхедрин, 43, а вслед за ней Маараль из Праги высказывают мнение, в соответствии с которым, когда еврейский народ находится в Диаспоре, он наказывается только за индивидуальные нарушения совершенные публично, поскольку там проявляется уровень личной ответственности возложенной на индивидуума. Нахождение же в Эрец-Исраэль приводит к распространению взаимной ответственности на весь народ, как единое целое. Отсюда следует, что на каждого возлагается ответственность так же и за те поступки ближних, которые были сделаны скрытно.
По мнению профессора Мордехая Ротенберга, еврейская психология построена на общинной сплоченности и взаимной ответственности и на этом построено все традиционное еврейское образование. Общинная сплоченность и взаимная ответственность являются практическим исполнением того единства народа, которое выражают упоминаемые 4 вида растений и результатом её является сближение сердец. На этом же принципе базируются деятельность всех движений и организаций, цель которых - приблизить евреев к своим корням. Четыре вида растений связанных с Суккотом напоминают нам четырех сыновей, о которых мы читаем в Пасхальной Аггаде. Все сыновья – сыновья Израиля, все сидят вместе и отвечают друг за друга.
Если мы рассмотрим эту ситуацию с точки зрения политологии, то тут речь может идти о двух видах систем - тоталитарной и демократической. Если человек живет в демократическом государстве, где каждый гражданин является существенным фактором в политической системе, это накладывает на него ответственность за то, что происходит в государстве. Таким образом, с появлением Государства Израиль возрос уровень взаимной ответственности между нами, и с этим не просто справляться. Будем надеяться, что Творец даст нам силы для этого.
Все вышесказанное не является призывом к читателю выйти на улицу и попытаться немедленно улучшить всех окружающих.
В данной статье использовались идеи рава доктора Аарона Лихтенштейна, главы йешивы «Ар Эцион» в Алон Швут.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/179856.html |