О «падающем шалаше Давида»
Для возвышения души
Регины бат Елизаветы
В дни праздника Суккот, принято добавлять в благословление после еды вставку «Милосердный поднимет нам падающий шалаш Давида». Что же это значит?
Основой данного пожелания является стих из книги пророка Амоса (9,11-15) где он пророчествует о грядущих временах. «“В тот день подниму Я шалаш (дом) Давидов, который пал, и заделаю щели (стен) его, и восстановлю разрушенное, и отстрою его, как во дни древности. Чтобы унаследовали они, названные именем Моим, остаток Эдома и другие народы”, – сказал Г-сподь, творящий это. “Вот, наступают дни”, – сказал Г-сподь, – “когда пахарь сойдется со жнецом, а давильщик винограда – с сеятелем; а горы источать будут сок, и все холмы растают. И возвращу Я изгнанных народа Моего, Йисраэйля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники и будут пить вино их, и разведут сады, и будут есть плоды их. И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им”, – сказал Г-сподь, твой Б-г».
Еврейский народ окончательно получит в наследство Землю Израиля и удостоится экономического процветания, и в этом будет заключаться осуществление одного из благословений данного нам Творцом в Торе (Ваикра 26,5) «И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей.»
По мнению комментатора РАДАКа, «насаждения», это еврейский народ на Земле Израиля, подобно посаженому дереву, которое не двигается со своего места. Это символизирует то, что мы в будущем больше никогда не будем изгнаны с нашей земли и будем служить Творцу и выполнять его желания.
В (ВТ Санхедрин 96;2) объясняется что здесь имеется ввиду царство династии Давида и приход Машиаха.
Маараль из Праги в книге «Нецах Исраэль» раздел 35 объясняет, почему царство Давида определяется как падающий шалаш (сукка). Несмотря на то, что падение — это не самое лучшее состояние, оно предпочтительнее некоторых других. Падение временное и раньше или позже можно подняться и стоять. В то же время, что то, что разрушено, требует создания заново и это уже будет что-то новое. Все знают, что, если сукка упала под порывом ветра, её очень легко поднять и заново установить. Если же разрушен дом, то его надо строить заново.
И вот как комментирует Мидраш Танхума на главу Ницавим, (раздел 1)стих из пророка Миха (7,8) «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь – свет для меня»: сказано в книге Дварим (29;9) «Все вы стоите сегодня пред Г-сподом, Б-гом вашим» это как сказано в Мишлей (12;7) «Свергнуты будут нечестивые – и нет их, дом же праведных пребудет»- все то время, когда Творец смотрит на деяния злодеев и свергает их- нет им спасения…но еврейский народ падает и поднимается,
Так же сказано у пророка Малахи (3,6) «Ибо Я, Г-сподь, не изменился, и вы, сыновья Яакова, не исчезли». Сказал рабби Ханина бар Папа: «Говорит Творец: «Никогда не бил я народ и вновь он возрождался, но вы, сыны Яакова не были уничтожены, как сказано (Дварим 32;23) «…стрелы Мои истощу на них…» мои стрелы заканчиваются, а еврейский народ не заканчивается. И так говорила община Израиля (Эйха 3,12) «Натянул Он лук Свой, а меня поставил мишенью для стрелы». На что это похоже? На человека, который поставил бревно и запускает в него стрелы. Стрелы заканчиваются, а с бревном ничего не происходит. Так же и еврейский народ. Его страдания приходят и уходят, а он остается».
В этом и заключается сущность династии дома Давида. Она упала, но она не разрушена, а это значит, что она существует в своей полноте, но во время изгнания находится в состоянии падения. Когда придет время окончательного освобождения - геулы, её не нужно будет создавать заново, а просто- поднять и установить. Именно поэтому пророк Амос и говорит про шалаш Давида, а не про дом Давида.
Рав Цви Йеуда Кук, в книге «Атора Агоэлет» часть четвертая, стр.42 объясняет, что есть много этапов предшествующих раскрытию Машиаха, и среди них так же много падений. Это очень сложные процессы, включающие в себя с одной стороны большие неприятности, и подъем в Землю Израиля и все это предвосхищает приход Машиаха.
Когда мы просим Творца, чтобы он поднял падающий шалаш Давида, мы просим об ускорении процесса Геулы и раскрытия Машиаха и сам Творец ожидает этого дня, как сказано в Мидраш Брейшит Раба (88,7) «Кто ждет, чтобы был поднят упавший шалаш Давида? Творец, как сказано «В тот день подниму я шалаш Давида» чтобы стал весь мир одним целым, как сказано у пророка Цфании (3,9) «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно».
Мы видим собственными глазами, как сбываются в наше время многие пророчества, в том числе и это пророчество Амоса. Дай Б-г, чтобы все хорошие пророчества сбылись как можно быстрее, и мы удостоились прихода Машиаха, и мы удостоились царства Давида.
Ашер Рохбергер
Источник: https://shunrasher.livejournal.com/214936.html |