Наша юность
«Помню я тебе хесед
юности твоей, любовь
брачной ночи твоей – как
шла ты за Мной в пустыне,
в стране, где не сеют»
Йермиягу
2:2
Из Гафтары к главе «Пинхас»
Начиная с недельной главы «Пинхас» время «побеждает» тематику недельных разделов Пятикнижия. Весь год, кроме периода от Семнадцатого Тамуза и до чтения главы «Бе-рейшит» в новом году, мы читаем
отрывок из пророков, чье внутреннее содержание идентично теме
главы Торы. Но, начиная с первого поста,
тематика ґафтары отражает «дух времени». Три
ґафтары бедствий (пур’анут) продолжаются семью неделями утешения и заключаются
двумя отрывками, чья тема тшува (раскаяние, исправление, ответ и возвращение).
Первый из
«бедственных» отрывков удивляет содержащимся в нем … утешением. Но начнем по
порядку. В ближайший шабат мы будем читать самое начало пророческой книги
Йермияґу. Она начинается с «назначения» Йермияґу сына Хилькияґу, коґена из Анатот (надел Биньямина, неподалеку
от Йерушалайма) пророком.
Полученное
откровение не вдохновляет Йермияґу
«на подвиг» и он, подобно Моше в аналогичной ситуации «отнекивается»: «не опытен я в вещах
(словах, ситуациях) так как юноша я». Вс-вышний
не начинает «уговаривать» Йермияґу как Моше, а отвечает не сов сем понятно: «Не говори
Мне «юноша я», так как куда
Я пошлю тебя – пойдешь, и все, что
повелю тебе – говорить будешь» (1:6,7). Вроде бы излишне строго, не совсем в тему – что значит « не говори Мне – юноша
я»?!
За разъяснениями мы «отправимся» в понятия «наар» - юноша, и
процитированное нами в эпиграфе – «хесед
неураих – щедрость юности твоей». Когда Галиат (Голиаф) день за днем
поливает грязью воинство Израиля, то Давид, единственный, не убоявшийся
выступить против него, «наар». И
причина удивительной уверенности Давида в победе, в том, что он идет защищать
честь «воинства Всесильного». Его
бесстрашие, это чистота веры в помощь Вс-вышнего, юношеская чистота! Не
случайно, замечает рав Мордехай Эйлон, Шауль после победы Давида над Галиатом,
дважды называет его «наар».
Мы можем,
следовательно, закрепить ассоциацию «наар – чистый, незапятнанный». Но мидраш
говорит о большем (Псикта Рабати 26:13): «Ведь юношу я люблю, который не пробовал вкус промаха»- так сказал
Вс-вышний Йермияґу». И об
этом сказано у пророка Гошеа: «Так как
юноша Израиль, и возлюбил Я его, и от Египта называл его – сын Мой» (11:1)
Теперь
понятен смысл ответа Вс-вышнего на возражение Йермияґу: «…
так юноша я. Не говори мне юноша я». Именно чистота юности – залог великой
Любви Творца к Израилю. «Помню я тебе
щедрость юности твоей» - помню, даже если ты забыла, добавляют мудрецы. Потенциал
отношений Вс-вышний – Исраэль остается навсегда и ничто не может его уменьшить.
Каждое
поколение получает его целиком, и это потенциал того утешения, которое заложено
в суть бедствий, постигающих Израиль. Юность – незапятнанность – потенциал –
фундамент – любовь Вс-вышнего к Израилю!
|