Клятва перед Вс-вышним, но моя.
«И говорил Моше
к главам посохов (ветвей)
детей Израиля, говоря:
это та вещь, которую
повелел Вс-вышний.
Человек, который примет
обет перед Вс-вышним»
Бе-мидбар 30:1-3
Как связать воедино
обращение Моше к главам вервей, с „той вещью” и с законами о
клятвах (обетах)? Рав Лунчиц предлагает мидраш наших мудрецов в качестве связующего звена, но, как и
полагается мидрашу, он, на первый взгляд, кажется еще одним элементом загадки, а
никак не разгадкой:
«Дающий обет
подобен строящему возвышение {для корбана – приближения}, а исполняющий клятву
подобен приносящему на возвышении (баме) корбан (жертву-приближение)». Трактат
«Недарим» (22:1).
Отрицательное
отношение мудрецов к клятвам прямо следует из запрета приближать корбанот
помимо жертвенника в Йерушалаимском Храме, но это практически единственное, что
понятно в мидраше. Рав Лунчиц предлагает начать соединение частей воедино с …
разделения клятв на два вида.
Человек,
поклявшийся в состоянии аффекта, придя в себя, естественно, раскается и
обратится за разрешением обета к … главе ветви. Именно «эту вещь» передает Моше от Создателя главам посохов. Они обладают
достаточными знаниями и авторитетом для разрешения данной, под влиянием минуты,
клятвы. (Сегодняшний вариант – три обычных еврея могут разрешать обеты).
Но в случае
обдуманного желания исполнить взятое на себя «сверх Торы» ограничение, явно
просматривается… гордыня. Я смогу, «я клятвы не нарушу, своим дыханьем землю обогрею»
- диагноз однозначен. И принесение корбана на запрещенной баме (возвышение)
есть очевидное самовыпячивание, вознесение своего Я.
И обращение
Вс-сильного (через Моше) к главам ветвей вызвано пониманием последними тривиальной
истины: чем ближе к Создателю, тем меньше человек в своих глазах. А тот, кто
невелик в собственных очах, сможет помочь тому, кто по недомыслию
непобежденного эгоцентризма наивно полагает
«моя сила и мощь руки моей сделали это!» (Дварим 8:17)
Таким
образом, все три элемента – «главы
посохов (твердый вариант ветви)», «эта
вещь – особенность, обособленность и «клятва» - становятся связанными
благодаря мидрашу мудрецов, объясняющему пагубность «наложения на себя обетов» - приближения корбана (ради Вс-вышнего,
но там, где Я решил) на запрещенном возвышении.
|