В одиночку или кагалом?
«Говори со всей общиной детей Израиля и скажи им: «будьте кдошим (выделены) так как кадош Я – Вс-вышний
источник всех Ваших сил» Ва-йикра 19:1
Обращение
«со всей общиной» Раши вслед за мудрецами объясняет так: «учит, что этот
отрывок был сказан при стечении народа (кагал), оттого что большинство законов
Торы зависят от него». Непонятность данного РаШИ соревнуется с мидрашем
(Вайикра раба), объясняющем удивительную концовку-мотивацию «Так как кадош Я
– Вс-вышний» «Можешь как Я? Значит,
моя кдуша выше вашей кдуши» - получается, вместо близости к Творцу,
подчеркивается наша отдаленность?!
Объясняет
хасидский цадик из Польши «Маор ва
шемеш», что в случае личных усилий можно приблизиться к Создателю, но
высший уровень кдушим доступен лишь общине Израиля. Именно об этом мидраш.
«Как
происходило изучение? Моше учил у Создателя. Входил Агарон – повторял ему Моше
выученное. Входил Агарон и садился слева от Моше. Заходили его сыновья –
повторял Моше для них выученное. Отходили они и усаживались. Эльазар справа от
Моше, Итамар слева от Агарона. Входили старейшины…, входил весь народ –
повторял им Моше. Получается, у всего народа один раз «повторял им Моше»,
старейшинам дважды, сыновьям Агарона трижды, Агарону четырежды».
«Будьте
кдошим» было сказано напрямую всей общине, т.е. и Агарон и самый простой из
евреев стояли вместе и вместе впервые слышали наказ Вс-вышнего. Агарон с
сыновьями и старейшины Израиля не могли получить сказанное в Торе о кдуше без
самых малых в стане Израиля.
Буквально
перед этим погибают старшие сыновья Агарона. Они выбрали путь личного
возвышения и погибли. Исправлением их поступка было получение всей общиной
(общностью, кагалом) повеления Творца – «будьте кдошим». Не каждый в
одиночку, а все вместе.
«Моя кдуша выше вашей» - означает, говорит «Маор ва шемеш»,- что
желающий достичь высшего уровня кдуши в одиночку, столкнется с «моя кдуша выше
вашей» - Вс-вышний единственен и недостижим. И кдушу может притянуть лишь
кагал!» Оттого и начинается наш отрывок со слов «говори со всей общиной
детей Израиля», т.к. «кадош Я». Категория Один достижима лишь всем Израилем
сообща.
|