Четыре шабата. Прочитав
в этот шабат раздел о «рыжей корове», мы в ближайший шабат не только отмечаем
новомесячье нисана, но и читаем отрывок о первой мицве, данной Израилю –
парашат «Ходеш ґазе лахем – месяц это вам начало месяцев». Попробуем
разобраться с этой дополнительной смысловой «нагрузкой» через четыре шабата в
году.
Первое,
на что следует обратить внимание – это «неразбросанность» шабатов «Шкалим»,
«Захор», «Пара» и «Ходеш» во времени. Все они сконцентрированы вокруг месяца
Адара и начала Нисана. Если мы вспомним о неразрывной связи Пурима с Песахом (в
случае беременного года Пурим празднуется во втором Адаре именно по этой
причине), то сможем сделать вывод о назначении этих четырех шабатов.
А
так же как в случае кидуша субботним вечером, который мы начинаем со слов «Йом
ґаШиши – День Шестой», дабы подчеркнуть особую связь Шестого Дня с Шабатом, так
и наличие четырех «смыслов» подчеркивает некую цельность месяцев Адар и Нисан –
Завершения и Начала.
Если
мы соотнесем эти четыре шабата с Четырехбуквенным именем Всевышнего, то получим
следующее. Первый из шабатов - парашат «Шкалим» говорит о половинке шекеля –
декларации Израиля о желании обрести полноту через «Огненную половинку шекеля
Всевышнего». А это, по сути, и есть Мальхут – желание получить божественное
изобилие.
Следующая
ступенька – вторая буква Тетраграмматона – Заир анпин – компромисс между
желанием давать и получать. Шабат «Захор - Помни, что сделал тебе Амалек»,
на первый взгляд, связан с разумом, с памятью. Но предостережение Торы: «Помни…
не забудь!» - очевидно говорит о противодействии желанию забыть, не помнить
неприятное.
Обязанность,
также лежащая и на женщинах Израиля, связана, конечно же, с чувством ненависти
к функции Амалека в нашем мире, и является, следовательно, эмоционально-рациональной.
Как и полагается Зеир анпину шабат парашат «Пара» соответствует уровню «Бина –
понимание, осмысление». На первый взгляд не очень понятно – самая необъяснимая
мицва Торы – очищение пеплом рыжей коровы и Бина?! Но, в соответствии с тем,
что мы учили: «зот хукат ґаТора – вот основополагающий закон всей Торы»,
понимание божественного приказа, как высшего смысла всех законов для Израиля.
И,
наконец, высший уровень Хохма, буква йюд Тетраграмматона.
Трехступенчатая конструкция поднимает нас из Адара в месяц чудес (Нисан – от слова нес - чудо). Устройство времени
– «месяц этот» поднимает нас к Замыслу Создателя над временем, к Началу
– «месяц это для вас Начало (глава)»
|