МОТИВЫ СЮЖЕТА
«И
подступил Йеґуда»
Бе-рейшит
44:18
Наша
недельная глава повествует об окончании конфликта двух мировоззрений – Галута и
Геулы. Непримиримость позиций Йеґуды и Йосефа основана на их внутренней
убежденности в собственной правоте. Но, именно, безэгоистичность их позиций и
позволяет осуществиться сюжету «спуск ради подъема». И мы попробуем рассмотреть
комментарии мудрецов, объясняющие мотивы поступков двух царей – Йосефа и
Йеґуды. Начнем с Йосефа.
Йосеф,
зная о неприятии своей позиции братьями, тем не менее, рассказывает им свой
вещий сон. Натолкнувшись на неприкрытую, еще увеличившуюся ненависть: «и
добавили к ненависти еще». Он вопреки всякой логике рассказывает и второй
сон. Каково происхождение такого «упрямства»?
Первый
сон Йосефа говорит о «поле» нашего мира, в котором собираем «колосья в
снопы» - извлекаем Добро и «приплюсовываем» его к уже собранному. Основная идея
этого сна – общность работы. Йосеф пытается убедить братьев, что они одна
команда, а его роль «колхозный бригадир»!
И
когда братья не приемлют его позицию «в бой идет» второй сон. Ведь в конечном
итоге на все воля Вс-вышнего, перед которой склоняются все. А его роль
бригадира, отвергаемая поборниками Геулы, - задумана Всевышним!
Обосновав
поведенческую линию Йосефа, перейдем к комментарию «Ґаамек давар» (рав Берлин,
«Нацив из Воложина»), объясняющему реакцию братьев во главе с Йеґудой.
Отправной точкой их рассуждений, как уже было сказано, является пагубность
Галута и видение в Йосефе… Эйсава. Не удивляйтесь такому взгляду братьев. Ведь
у Авраґама был Ишмаэль, а у Ицхака – Эйсав. И кто сказал, что «наушничающий»
отцу Йосеф принципиально отличается от «охотившегося устами» первенца Ицхака?!
Ведь даже одеяние первосвященника, «справленное» Яаковом для первенца Рахели, может
быть истолковано как «оттирание» братьев от духовного наследия Исраэля! «Нацив»
замечает, что двойную ненависть, вызванную первым сном Йосефа, и ревность, но
не ненависть, которую вызывает второй сон.
Дабы
объяснить «удвоение» ненависти, вспомним, что сон идет за его интерпретацией.
А, следовательно, сон рассказывают любящим тебя, если хотят, чтобы он сбылся,
тем самым цепляя сон за реальность, обеспечивающуюся любящими сердцами. Но
Йосеф прекрасно знает о неприятии его позиции братьями. А, следовательно,
приход Йосефа к ним для рассказа – интерпретации приснившегося, воспринимается
братьями, как неприкрытое лицемерие «папенькиного сынка»!
Ненависть
«номер два» объясняет Воложинский Нацив, имеет своей причиной добровольный
поклон «братских» снопов – снопу Йосефа. Да чтобы братья добровольно приняли
ярмо Галута – никогда!
А,
следовательно, сон Йосефа не вещий, налицо «ошибка по Фрейду». Если сон не
«сверху» (не вещий!) значит он «снизу» и раскрывает Йосефа на подсознательном
уровне (напоминаю, что когда ученик рава Хаима из Воложина писал свой
комментарий, Зигмунд Фрейд еще не родился!) мечтающем о Власти!
И
потому, второй сон, прямо говорящий о всевластии Всевышнего и не вызывающий,
поэтому недоверия (очевидно, вещий), приводит к зависти братьев. Ведь зависть –
это ощущение, что тебе по праву принадлежащее, досталось другому!
|