Табель о рангах
«И
возьмут Мне приношение от каждого человека,
который
расположен сердцем своим,
возьмите
Мое приношение. И это приношение,
которое
возьмете у них золото и серебро и медь »
Шмот
25:1-3
Самое
первое, что отмечают мудрецы – речь идет о трех приношениях. Первые два –
жестко обусловленные – половинки шекеля, из которых делали серебряные подножия
для ограды Мишкана. И еще половинки шекеля для покупки овец для общественных
приближений. Третье – золото и серебро, и т.д. никак не определялось, и было
внутренним решением самого человека.
Автор
комментария «Кли Якар» рав Шломо Лунчиц задается вопросом, отчего в третьем
приношении не сказано, что оно для Всевышнего? Его ответ начинается с
констатации следующего фундаментального положения: Всевышний присутствует там,
где человек убирает себя, проявляет скромность, уменьшает себя в своих глазах.
Всюду, где присутствует гордыня человека, нет места для Создателя.
Это
объясняет присутствие слов «Мне» и «Мое» для первых двух
приношений. Ведь оба они строго регламентированы и идут на основание (самый
низ) Мишкана и корбанот – работы в Храме.
В
приношениях золота, серебра и т.д. возможности человеческого эго не были
ограничены, отсюда и отсутствие слов «ради Меня». Как иллюстрацию данной идеи отмечает рав
Лунчиц появление драгоценных камней для одеяния первосвященника в конце списка,
несмотря на их явно большую стоимость.
Ведь
как нам известно из Устной Торы, главы ветвей решили дополнить приношения
«простых» евреев и, в результате, смогли Принести лишь камни, которые,
оказавшись связанными с человеческими устремлениями, оказались в самом конце.
|