Больший - молодой «И
нация от нации будет усиливаться
И
больший будет трудиться на молодого…
И
вот близнецы в животе ее»
Бе-рейшит
25:23, 24
О
соперничестве близнецов Яакова и Эйсава сказано практически все. Но мы
попробуем, оттолкнувшись от замечания рава Ґирша выйти в открытое море Торы
раби Йеґуды-Арье-Лейба из Гуры. Практические выводы укрепляют концепцию нашей
жизни как «битуль ґаеш – отмену экзистенциональности Эго».
Рав
Ґирш замечает, что выражение «и вот» свидетельствует о полной
неожиданности события. Но как после слов «два народа в чреве твоем» рождение
близнецов – сюрприз?! Приходится, говорит рав Ґирш, сделать вывод о неожиданном
сходстве «двойняшек», которое вследствие их противоположной функциональной
направленности было никак не очевидным. Их головы (еврейские!) были идентичны,
в отличие от тел, на что и намекает, по мнению рава Ґирша, краткость написания
слова «близнецы».
Гурский
ребе видит в словах «и больший будет трудиться на молодого» путь
духовного развития личности. По мере увеличения знаний «и больший» (внешний,
Эйсав внутри нас) мы должны в своих глазах «молодеть», уменьшаться. Если этого
не происходит, следует проверить, у кого и какую Тору мы учим. Ведь сила Яакова
в нас – это сила, отобранная у Эйсава. А задача постижения Торы – это
перераспределение божественной энергии в нужную сторону, в сторону уменьшения
собственного эго. И потому правильность (наличие) нашего духовного движения
можно выверять по советской формуле: «мы с тобой помолодели на еще, еще одну
весну!»
|