Намеки одежд
Начнем
с мидраша (Трактат «Звахим» 88:2): «Отчего соседствуют темы приношений и
коґэнских одежд? Сказать тебе: как приношения искупают, так и коґэнские одежды
искупают. Хитон (ктонет) искупает убийства, штаны искупают
прелюбодеяния, головной убор (мицнефет) искупает высокомерие, пояс (авнет)
искупает дурные мысли, нагрудник (хошен) искупает подсудные дела,
передник (эфод) искупает поклонение звездам, мантия (меиль)
искупает злоязычие, а золотой венец (циц) искупает безудержную отвагу (азут
паним)».
Рав
Ґирш объясняет, как именно те или другие одеяния Первосвященника связаны с
преступлениями Израиля.
Хитон,
покрывающий туловище, а также руки и ноги, символизирует уровень тела, уровень
действий, худшее из которых - убийство.
Связь
«штанишек» коґэна с «половым вопросом» не требует комментариев.
Венчающий
голову коґэна мицнефе, связан с исправлением высокомерия, подчеркивая,
что и самое высокое должно служить Создателю.
Пояс
– авнет служит символом соединенности всех сил концентрации – вернейшему
средству от дурных мыслей.
Хошен со знаменитым «урим
ветумим» символизирует подчиненность всех устремлений народа Его воле и
подчеркивает, что в основе всех дел – Истина.
Задача
эфода, говорит рав Ґирш, облегать и приближать одеяния к телу. Здесь заложена
идея «своя рубашка ближе к телу» - а именно эгоизм и есть пресловутая чужая
работа. О связи между голубой мантией и злоязычием мы говорили подробно на
странице 151 «Путешествие по недельным главам книги Шмот».
Верхнее
из одеяний, золотой венец – циц, подчеркивает, что даже необходимая для
духовных свершений отвага, может быть использована по «рецепту» Йом Кипура – азут
(корень – отвага, а также – козел (отпущения) Всевышнему, а не азут
азазелю!
|