Шабат –
судия и полицейский - повседневность
«Судей и
полицейских поставь
во всех вратах своих…
справедливость,
истину преследуй»
Дварим 16:18,
20
Этот
комментарий Гурский ребе, автор «Сфат
Эмет» основывает на словах «во всех» и на книге Зоґар. Пятьдесят врат Мудрости – Бины насчитывает
наше … сердце. Именно оно, источник наших устремлений, является
«перекрестком» желаний. Там решается, какие врата откроются перед нами - «чистоты
- теґора» или, не дай Б-г, альтернативные - «тум’а».
Две
системы ворот, открывающие все более глубокие емкости нашего мироощущения,
ведут нас либо к Истине, либо… к Пустоте.
И
слова «преследуй справедливость (истину, цедек)» означают гибельность,
прекращение поиска, так как любые ворота могут обернуться глухой стенкой
духовного тупика. И требуется максимальная чуткость нашего сердца (судьи) и
абсолютная непреклонность наших полицейских (действий, мицвот), которые
единственно и позволяют духовное «преследование».
«Шабат
- судия»
позволяет в обстановке, где повседневность не дает взяток – иллюзий, вернуться
(шабат от корня шав - возвращаться) на путь Истины. А
«преследование» осуществляется полицейскими – днями недели, неукоснительно
следящими за исполнением решений Шабата.
Альтернатива
– «взятка ослепит глаза мудрецов» - (источник, шабат) «и подменит
слова праведников» (поступки, полицейские). А пятьдесят врат Иллюзии,
несомненно, при всей привлекательности «малокалорийности», как и всякая Ложь.
|